Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Алексей Кишеев: «Входные условия на 2026 г. жесткие, машины снова превращаются в роскошь»

Алексей Кишеев: «Входные условия на 2026 г. жесткие, машины снова превращаются в роскошь»
Иллюстрация: Денис Полуэктов, DK.RU

Директор по продажам и маркетингу автоцентров «Восточный Ветер» — о том, как высокие ставки и новые сборы изменили рынок и что ждет дилеров в следующем году.

Уходящий год стал непростым для автомобильного рынка: спрос падал, стоимость денег оставалась высокой. Большую часть года рынок оставался под давлением факторов, которые сдерживали как частных покупателей, так и корпоративный сегмент.

Подробнее о них и о том, как может измениться ситуация в 2026 г., DK.RU рассказал директор по продажам и маркетингу автоцентров «Восточный Ветер» Алексей Кишеев:

―В 2025 г. автомобильным рынком управляли несколько факторов. Сдерживающих в целом по году было заметно больше, и они были значительными. Но к концу года появились и драйверы.

Сдерживающие факторы

С 1 января 2025 г., согласно плану, проложенному до 2030 г., вырос утильсбор. Это точно не стимулировало продажи, несмотря на то что фактическая цена на машины за счет поддержки дистрибьюторов и усилий дилеров активно снижалась все первое полугодие.

Прежде всего покупателей останавливали высокие ставки по кредитам: за три года фактически выплачиваешь стоимость еще одной машины, а сама она при перепродаже теряет около 35%. Разрыв в 135% мало кто готов объяснить экономикой эксплуатации.

Ставки добили и лизинговый сектор: контракты массово расторгались, лизингодатели изымали автомобили, превратившись в своеобразные автосалоны. На рынок вышло свыше 90 тыс. таких машин — это практически 5–6% от прошлогодних продаж новых авто, и они продолжили давить спрос на новые модели.

В то же время высокие ставки по депозитам усилили выжидательную позицию покупателей.

Изобилие дилеров породило жесткую конкуренцию складов. Перевес расходов над доходами произошел за счет увеличившихся затрат на содержание склада, сохранение персонала и лидогенерацию. Дилеры уступали покупателям, стараясь уйти от избыточных кредитных обязательств. Лучший момент для покупки закончился в июле.

Драйверы

К осени заработали факторы, которые подстегнули спрос. Слух о распространении утильсбора для физлиц при ввозе авто свыше 160 л. с. запустил суету: покупатели стремились успеть «до повышения», хотя фактически речь шла лишь о тех, кто ввозит машины самостоятельно.

Доплаты за авто, ввезенные по «кривым» схемам ЕАЭС, вернули внимание к официальным продавцам: требовать что-либо с частника бессмысленно, по закону платит последний владелец.

Локальный ажиотаж возник на фоне сокращения отгрузок осенью. Крат­ко­вре­менный спрос подстегнула программа Минпромторга по льготному лизингу — правда, бюджет был быстро исчерпан. Аналогично сработала госпрограмма кредитования, но и она доступна лишь отдельным категориям покупателей.

К концу 2025 г. финансовое состояние дилеров стало шатким: доходы едва покрывают растущие расходы, а итоговые объ­емы продаж просядут относительно 2024 г. Автоцентры уже начали возвращать дилерства: экономика не позволяет даже в коммунальных автоцентрах на несколько марок держать автомобили, которые продаются штучно с микромаржой.

Первые восемь месяцев у нас был рынок покупателя. Конец года становится периодом продавца. Автомобилей уже не так много, как хотелось бы, а покупатели не желают переплачивать и стремятся закрыть свои потребности «до Нового года» и до очередной волны «повышений». Но этот всплеск сильно изменит итог в штуках по году.

Ожидания от 2026 г.

Они выглядят так:

  • во-первых, новый НДС добавит еще +1,67% к цене;
  • во-вторых, новый утильсбор станет главным драйвером подорожания: для популярных машин мощностью 200–250 л. с. рост составит 7–10%. В сумме с НДС — уже 8–12%. Впечатляет. Притом что локализованное производство пока не дает ощутимых выгод, возникает ощущение, что производители просто пытаются компенсировать потери первой половины 2025 г.;
  • в-третьих, нет стимулов для смены автомобилей. Производители спрос не формируют — про третьего ребенка в семье в фильмах и роликах уже заговорили, а до генерации спроса на автомобили еще руки не дошли. Хотя средний возраст машин в стране — 16 лет, и у 70% — старше 11-ти.

Входные условия на 2026 г. жесткие: стартовая цена новых авто беспрецедентно высока, машины снова превращаются в роскошь. Без госучастия в кредитовании рынок не оживить. Производители, вероятно, направят дополнительный доход от разницы утильсбора на компенсацию ставок по кредитам и лизингу, расширив условия почти до уровня господдержки.

Изменится сама модель продаж: все больше автомобилей будут продавать под заказ, складские запасы содержать дорого. На этом фоне начнет расти онлайн-торговля — покупателю по большому счету все равно, откуда ждать машину — с маркетплейса или от дилера.

С рынка уйдут слабые марки, не сумевшие удержать сеть от деградации. Закроются и некоторые автоцентры — собственники найдут деньгам применение поприбыльнее. Конкуренция остынет, оставшимся игрокам станет чуть легче, хотя и не настолько, чтобы говорить о рывке.

В целом на рынке ожидается продолжение просадки в штучном выражении, поскольку мотивирующих факторов для смены автомобилей по-прежнему недостаточно.

Ранее на DK.RU: «Выдержат те, кто сможет адаптироваться»: как изменения по НДС и УСН повлияют на бизнес

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.