В 2025 году спрос на франшизы магазинов одежды упал на 54%, фастфуда — на 37%

Рынок франчайзинга после длительного роста резко пошел вниз. В целом интерес к покупке франшиз упал на 21,2%. Вероятно, потенциальные покупатели предпочитают бизнесу депозиты.
Рынок франшиз рос с 2021 г. в среднем на 30% в год, но в 2025 г. он резко упал. В целом интерес к приобретению франшиз сократился на 21,2%, а количество зарегистрированных на рынке договоров в январе-ноябре 2025 г. снизилось на 4,6%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на аналитиков Businessmens.ru.
Самый большой спад зарегистрирован в сегменте магазинов одежды — падение за год составило 53,6%. Эксперты связывают это со снижением покупательской активности в офлайн-торговле. Значительное падение интереса к франшизам есть также в сегменте фастфуда (на 36,9%) и кофеен (на 25,3%). Эти цифры объясняются тем, что россияне начали сокращать траты на питание вне дома, и заходить в эту нишу стало рискованно.
Зато растут предложения в сфере туризма, строительства и ремонта, правда, эти категории традиционно формируют незначительную долю в объеме спроса. Основатель Businessmens.ru Юрий Богомолов считает, что ситуация связана с общей экономической неопределенностью: предприниматели опасаются высокой стоимости кредитования, роста налоговой нагрузки, давления инфляции и т. п.
Многие предприниматели отложили покупку франшиз, не понимая, как на них отразятся повышение НДС и изменения по УСН, считает директор по развитию сети Gagawa Алена Овчинникова.
Гендиректор «Онлайн Патента» Алина Акиншина добавляет, что об активном росте предпринимательской активности вообще говорить не приходится. Так, в январе-октбяре 2025 г. банкротами стали 463,28 тыс. граждан, это исторический рекорд: год к году значение выросло на 33,5%.
Есть и другое объяснение падения спроса на франшизы. Возможно, предприниматели предпочитают размещать средства на депозитах и просто получать проценты, считает руководитель проектов практики «Потребительский сектор и АПК» компании Strategy Partners Роман Самойлов. Это безопаснее, чем открывать бизнес в конкурентных нишах.
Как ранее сообщал DK.RU, один из лидеров российского рынка каршеринга «Делимобиль» начал поиск партнеров в регионах. Он собирается ежегодно выходить в три-пять новых городов ежегодно, чтобы охватить минимум 36 городов с населением от 500 тыс. человек. Сейчас «Делимобиль» представлен в 16 крупных российских городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске.
Читайте также на DK.RU:
>>> Почти половина российских франшиз открылись в 2024 г. за рубежом
>>> Самые востребованные франшизы 2024 года и прогноз на 2025-й / ИССЛЕДОВАНИЕ



