Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Анатомия e-commerce: Как заработать на онлайн-торговле китайским чаем

Анатомия e-commerce: Как заработать на онлайн-торговле китайским чаем
Иллюстрация: DK.RU

В России бум интернет-магазинов чая: их тысячи, и новые открываются почти каждый день. У истоков бума стоял екатеринбургский предприниматель Григорий Потемкин — он превратил блог в торговую площадку.

Портал DK.RU продолжает спецпроект «Анатомия e-commerce», в рамках которого мы рассматриваем узкоспециализированные или узконишевые проекты российского e-commerce. Ранее мы рассказывали об интернет-магазине детских товаров Mon BeBe (Екатеринбург) и интернет-магазине для поклонников здорового питания И-МНЕ (Москва). Сегодняшний герой — Григорий Потемкин, владелец интернет‑магазина китайского чая realchinatea.ru. Необычность проекта в том, что г‑н Потемкин управляет своим проектом из Сямэня в Китае, куда перебрался в 2008 г.

Бизнес Григория Потемкина начинался с блога, вспоминает он:

«Через несколько месяцев после переезда в Китай я завел блог и относился к нему очень ответственно. Каждую неделю делал новые посты, так что постепенно он оброс лояльной аудиторией. Постепенно поймал себя на мысли, что у меня столько информации о чае, что ее хватило бы на отдельный ресурс. И, сделав его, вскоре я прикрутил к нему интернет‑магазин. Это был 2010 г.».

Подробнее о том, как создавался интернет-магазин realchinatea.ru, — см. «Интернет-магазин китайского чая». Зарисовки из жизни и бизнеса в Китае читайте в блоге Григория Потемкина на портале DK.RU.

На сегодняшний день минимальный объем заказа на realchinatea.ru — 1 кг, ценовой минимум — 4 тыс. руб. В китайском офисе realchinatea.ru  работает восемь человек. Если первыми покупателями realchinatea.ru были читатели блога, то теперь таких — только 30%. 70% приходят из поисковиков, на раскрутку в Интернете ежемесячно уходит примерно $2 тыс. Магазин ориентирован как на розничных, так и на оптовых клиентов. Для удобства последних в России арендован аутсорсинговый склад. Опт дает 60% всех продаж, г-н Потемкин планирует увеличить долю до 80%. Кроме того, компания проводит чайные туры, а также рассчитывает занять новую нишу в сегменте HoReCa — концепция чайной церемонии Гун Фу Ча «под ключ» для ресторанов и кафе.

Выход на международные рынки — в планах. По словам Григория Потемкина, разработка англоязычной версии сайта начнется через полгода. Для развития этого направления он ищет человека «с видением и готовностью взять это на себя».

Приглашенным экспертам DK.RU традиционно предложил ознакомиться и оценить проект. Надеемся, что компетентные мнения и советы окажутся полезными не только одному конкретному магазину, но и владельцам многих узконишевых стартапов в e-commerce.

Дмитрий Пивоваров, директор по развитию E96.RU:

— Чай, в отличие от телевизоров, товар повседневного спроса. И поэтому у него есть большая ниша. Но, к сожалению, аутентичный китайский чай в Екатеринбурге, да и вообще в России, — до сих пор диковинка. Товар нишевый. Несмотря на то, что наша страна имеет глубокую чайную традицию, она отличается от китайской чайной церемонии и до сих пор воспринимается как экзотика. Но спрос на нее есть. Это подтверждают не только появляющиеся точки продаж в ТЦ, но и запросы в «Яндексе». Мы видим, что за год количество запросов «чай Екатеринбург» выросло в 4 раза. С 500 в месяц — до 2 тыс. Проблема одна — этот товар входит в категорию импульсных покупок, если вынести за скобки ценителей. А в Интернете спонтанные покупки плохо осуществляются. Тут нет нужной атмосферы, нет консультанта, который поможет сориентироваться в большом ассортименте, подсказать. В общем, нужно выращивать лояльную аудиторию, которая и станет ядром, что Григорий успешно и делает.

Проект перспективный и будет расти с рынком — в 3-4 раза ежегодно, если расширить географию. Но тут важен фокус на России и русскоязычном рынке. Не уверен, что легко получится масштабировать проект на англоязычные страны: там придется конкурировать с китайскими диаспорами, которые, наверняка, полностью контролируют этот бизнес. И перебить их компетенции и силу бренда будет сложно. Кроме того, привлечь клиентов по запросу «tea NYC» будет стоить совершенно других денег, нежели в России. Маркетинг на салфетке показывает, что сегодня затраты на одного клиента в этом бизнесе составляют не менее 480 руб. В Америке это будет совсем другая цифра, которая съест огромную маржу интернет-магазина. Думаю, она сейчас где-то 300-400%.

На чайном рынке Китая уже сейчас есть интернет-гиганты, которые пока не представляют большой угрозы, но потенциально — очень опасны. Я говорю, к примеру, про Alibaba (вместе с англоязычными сайтами-сателлитами). Там можно найти аналогичный товар. Но российский потребитель пока плохо воспринимает китайский Интернет, пусть даже на английском языке, поэтому шансы есть и время — на стороне Григория.

Опт и развитие корпоративного направления — то, что может вывести этот бизнес на новый уровень. Идею с сегментом HoReCa нужно углублять и масштабировать дальше.

Дмитрий Углов, генеральный директор Da-Mart.ru:

— Я всегда считал идеальной моделью бизнеса ту, в основе которой идея не только заработка, но увлечение, хобби и любовь к своему делу. Данный пример показывает, как можно из любимого дела и увлечения сделать реальный бизнес. Пусть не такой масштабный, но зато идейный. Мне очень понравилось, как была привлечена первичная клиентская аудитория. Григорий «подготовил почву» для чая. Таким образом, не было проблем с первыми клиентами, тем более, настолько лояльными к товару.
Что касается непосредственно бизнес-модели, то она достаточно проста. Так формируются почти все компании: начал с розницы, продолжил оптом и пытается наращивать корпоративных клиентов.

Сама ниша действительно насыщена конкурентами как в онлайне, так и офлайн. Множество чайных лавок буквально в каждом торговом центре. Но рынок чая и сама культура чаепития еще молоды в России, в том числе и в Екатеринбурге. И, боюсь, развивать этот рынок и популяризировать культуру чаепития в наших условиях достаточно тяжело — подавляющее большинство людей привыкли пить чай в пакетиках, либо заваривая чай известных марок, которые продаются в супермаркетах. И оно правильно, ведь гораздо легче купить чай в супермаркете за 150 руб., чем заказывать из Китая, потом ждать, когда его привезут. А еще и минимальная сумма заказа 4 тыс. руб., что далеко не каждому по карману. И даже если по карману, то не каждый хочет тратить такие деньги на чай и покупать его килограммами.

На мой взгляд, бизнес Григория должен быть направлен не на массовый рынок, а на специализированные рестораны, кофейни и чайные, которые действительно разбираются в сортах и традициях. Объективно: у нас в России нет такого трепета к чаю — в Китае искусство и культура чаепития формировались веками, в то время как на Руси главный напиток был слегка покрепче.

В любом случае, в данном примере найдены свои клиенты, и, на первый взгляд, бизнес кажется налаженным и стабильным. Вектор развития на корпоративный рынок задан, по моему мнению, правильно. Если удастся наладить логистику и заинтересовать потребителя, то объем продаж увеличится и даст возможность выйти на новый уровень. Желаю успехов!

Предприниматель, задела тема? Есть что добавить? Выскажись от и до — стань блогером на портале DK.RU. Как? Ответ здесь: druzhinin@ek.apress.ru.

Читайте также:

Заработать на онлайн-торговле органической едой? «Рынок узкий, но перспективный…» Ликбез DK.RU

Интернет‑магазин для поклонников здорового питания? Дистанционная торговля органической едой? Несмотря на узость рынка и неочевидную бизнес-модель, такие проекты в России уже есть. Обсуждаем московский интернет-магазин для поклонников здорового питания И-МНЕ.

Интернет-магазин Mon BeBe: вырос в эрго-рюкзаке для младенцев

Вложив в стартап в 2011 г. 30 тыс. руб., основатели Mon BeBe — молодая семейная пара из Екатеринбурга — за три года превратили интернет-магазин в источник дохода не только для себя, но и для восьми наемных работников. Его создатели убеждены: интернет-магазин детских товаров окупится за 10-12 месяцев.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.