Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Грабли, на которые наступают все — Виталий Калугин

«Поистине макроэкономические масштабы проблема приобретает тогда, когда стоимость и цену начинают путать владельцы или основатели крупного бизнеса». Колонка Виталия Калугина для DK.RU.

Виталий Калугин, независимый аналитик:

— Поговорим сегодня о фундаментальной финансовой ошибке. В результате длительных размышлений я понял, почему случаются убытки у экономических агентов. То есть у тех, кто совершает сделки — это такое определение у меня для таких людей. Те, кто хоть раз в год совершает какую-то сделку. Понятно, что сюда попадают все бизнесмены и предприниматели, которые делают их много раз в день. Но также важно, что сюда попадает обыватель, который хоть и редко, но покупает и продает крупные активы типа автомобиля и/или недвижимости. Покупку продуктов в магазине тоже считаем.

Итак, с некоторой натяжкой мы можем исчислить число таких экономических агентов равным количеству занятых в экономике по данным Росстата. За 2014 г. это 71,54 млн человек. Я позволю себе округлить до 72. Потому что смысла статьи не исказит даже округление до 80.

Наш экономический агент постоянно путает стоимость и цену.

Вот сейчас можно написать много букв по политэкономии Маркса и прочим похожим товарищам. Уклонимся в такие дебри, что пропадем, как экспедиция Сусанина. Но как говорится — плох тот ученый, который в двух фразах не может объяснить 10-летнему ребенку смысл своей работы.

Упаси Боже считать, что вы, дорогие читатели, — дети, а я — ученый, но вот моя дефиниция.

Стоимость — это то, что стоит в вашем прайсе, а цена — то, что стоит в платежном поручении. Это для бизнесменов.

Для частных лиц: стоимость — это та «хотелка», которая стоит в объявлении о покупке/продаже. А цена — это то, что вам дают в виде кэша (или безналом на карту). В универсальных платежных инструментах. В деньгах, иначе говоря. Выводим за скобки любого вида бартер.

Теперь примеряем на себя, запоминаем и далее не путаем.

В принципе — далее можете не читать. Потому что я буду обобщать и показывать, как эта фундаментальная ошибка разоряет бизнесы, отражается на банках и становится причиной массовых паник среди частников.

В жизни цена и стоимость не совпадают в подавляющем числе случаев.

Самый простой пример — ваша скидочная карта. Они есть почти у всех и для многих магазинов. В зависимости от размера скидки цена и стоимость отличаются на 3-5 % для продовольственных магазинов и на 5-10-15% для одежды, обуви и т.п. Еще раз: стоимость — это объявленная цифра, цена — реально полученная в кассу сумма.

Далее — нет такого бизнеса b2b, который не предоставляет какие-то скидки. Опять зазор. Кто-то может заявить, что это, видимо, маркетинговый прием. Возможно, да. Задрать сумму, а потом снизить. В виду исключения уважаемому клиенту, конечно. Пока не наступает такой момент, когда надо распродавать стоки. И выясняется, что можно отдать за 10% от той суммы, которая еще вчера считалась эксклюзивно низкой. Иначе пойдет на помойку.

Это уже такой патологический случай, потому что тут зазор между ценой и стоимостью достигает невиданных высот — 70-80-90%. Но это более характерно для бизнеса b2c. Ну что, никто не ходил по распродажам носимых вещей, что ли?

Я, наверное, переборщил с тем, что все путают цену и стоимость. Потому что ряд бизнесменов умеет считать не только себестоимость (шикарная терминологическая подсказка, не правда ли?), но и так называемые БДДС (бюджеты движения денежных средств). Неважно, какова себестоимость (повторюсь) с учетом логистики и хранения. Важно, почём на расчетный счет упадет. Если упадет, конечно. И когда, что тоже важно, потому что деньги стоят денег. Кассовые разрывы никто не отменял. Но это не тема данной статьи.

Пару слов о физических лицах. Машина, которую вы продаете за миллион, мотивируя, что «она столько стоит» по каким-то своим мотивам типа привязанности (холил, лелеял, заправлял дорогим бензином), или мифических справочниках, или обзорах на сайтах, возможно столько и стоит. Но цена ее меньше, и составляет ровно столько, сколько купюр вам за нее дадут здесь и сейчас. Точно та же проблема с недвижимостью. Людям тяжело смириться с тем, что дорогущий ремонт и кухня за полмиллиона в результате продажи на вторичном рынке могут сойти за дополнительную оплату по принципу «ну так и быть, накину сотню тысяч». И никого не будет волновать сумма, за которую вы ее купили, плюс накинули еще по инфляции, плюс третье и десятое. Кризис. Ваша стоимость интересна только вам. Цена — ниже. Почти всегда.

Это все микроэкономика. Перейдем на уровень выше.

Поистине макроэкономические масштабы проблема приобретает тогда, когда стоимость и цену начинают путать владельцы или основатели крупного бизнеса.

Их логика безупречна. Я строил с нуля здания, покупал дорогое оборудование, отлаживал процессы. И теперь желаю выйти из бизнеса и получить достойную сумму на старость. Простите за жаргон — фигушки. Никому не интересно все вышеперечисленное. Стоимость крупного промышленного бизнеса, указанная в бухгалтерских балансах, не привлекает никого, кроме вас. Все остальные — банкиры, конкуренты, потенциальные покупатели озабочены только одним — кэшем. Cash flow, по научному. Всем вокруг интересно, как много и как долго ваш бизнес может генерировать поток зеленых бумажек. А не то, на каком оборудовании вы это делаете.

Да, в некоторых случаях бизнес покупают не за поток наличных, а за землю под предприятием. Иногда — за уникальное монопольное положение на какой-то рыночной нише. Часто умелые владельцы могут монетизировать так называемый «гудвил» (для простоты назовем это брендом). Или рыночные перспективы. В этом случае цена и стоимость могут различаться и в обратную сторону. Например, компания Twitter ничего не генерирует, кроме убытков, а стоит миллиарды. Но мы говорим о регулярном производственном бизнесе.

И вот, несмотря на ваше мнение о своем бизнесе, банк будет считать поток наличных. Поставит ставку дисконта повыше (Кстати, если вместо 10% ставки посчитать 15%, то NPV за 5 лет сокращается примерно на 11,5%. Это называется метод DCF — самый, пожалуй, простой и потому распространенный в оценке бизнесов). А потом еще и коэффициент залога 0,5. И вот эта весьма убогая цифра будет нижней границей цены вашего актива. Потому что банк рассматривает стресс-сценарий быстрой продажи. Вы можете увеличить эту сумму на 30-40%. И получить приблизительную оценку реальной ликвидности актива. В деньгах.

Вернемся в масс-сегмент. Почему нужна ипотека с первоначальным взносом?

Потому что реальную цену недвижимости банк видит как раз в сумму своего кредита. И не выше. Чтоб отнять и быстро продать за наличные.

Поэтому в каждый конкретный момент не имеет никакого значения стоимость. Только Его Величество цена. Важно точно понимать ее реальные размеры. И ликвидность. Цена сегодня и цена через месяц различаются. Вторая выше, иногда намного. Теоретически. Если не ошибетесь. Потому что иногда синица в руках важнее.

Тем, кто дочитал до конца — бонус.

В стране примерно 32,5 трлн денег. Так называемая денежная масса. То есть это те средства платежа, которые в принципе могут быть получены в обмен за актив. А теперь прикинем. В стране 55,7 миллиона транспортных средств по средней стоимости пусть 250 тыс. руб. — 15 трлн руб. Недвижимости пусть 1 миллиард м2, по средней цене 30 тыс. руб. — итого примерно 30 трлн руб. И это я не считал 2-3 трлн руб. в год на розничный товарооборот (на еду, иначе говоря). То есть не остается для немедленного выкупа даже активов частных лиц. Не говоря уже о сотнях миллионов м2 коммерческой недвижимости, заводах, пароходах, трубах и прочих реальных активах. И рынок ценных бумаг тоже обнуляем.

В пределе на каждого трудоспособного всего 32,5 трлн/72 млн. человек = 450 000 на каждого.

Если вас в семье двое трудоспособных, то ликвидная цена ваших ВСЕХ активов менее миллиона рублей. И плевать, что живете в трешке и две машины в семье.

И это я обнулил цену всех иных активов.

Если совсем обобщать: есть исследование о том, что сумма активов страны по стоимости равна 250-300% ВВП. Если коэффициент монетизации ВВП грубо 50%, то денежная цена ваших активов как минимум в 5 раз ниже, чем вы себе воображаете. Вот так.

Я нарочно допустил передергивание в расчетах. Искажение. Это — любителям поспорить. Можете поискать. Но это не мешает фундаментальному смыслу статьи.

В предельном случае цена ваших золотых серег с бриллиантами может быть равна мешку картошки.

Итак, учимся отличать цену и стоимость и вовремя выпрыгивать из переоцененных активов.

Удачи!

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.