Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Хоть ногами в потолок — просто делай свое дело»: Антон Халиков об управлении ИТ-компанией

12 лет руководя коллективом, где каждый первый интроверт, г-н Халиков делится выводами, к которым пришел: как отсеял карьеристов и почему, если сотрудник хочет сидеть на кресле-мешке, так тому и быть.

Антон Халиков, собственник компании NetAngels:
 
— Я наверно только 2 или 3 года назад понял, что вообще такое быть директором компании и руководить коллективом, в котором работает куча программистов и админов. Тут каждый первый  интроверт и до него еще достучаться надо. Как все это работает, как мотивировать людей  до меня только недавно начало доходить. Потому что до этого все само собой получалось, а потом перестало.
 
Сначала весь наш офис состоял, по сути, из двух человек: меня и моей жены. Потом наняли первого человека сотрудника, второго, третьего. Первый десяток людей, который пришел в компанию, перенимал подходы к работе непосредственно от нас: каждому лично мы пытались вложить в голову, как разговаривать с клиентами и как надо отвечать за работу сервисов, которые мы делаем. А потом стали приходить еще люди, которых уже учил не я, а те, кого я учил раньше. Сейчас уже третья-четвертая волна новых сотрудников — и начались глухие телефоны.
 
Более того, я пропагандирую, что мы все одинаковые, все должны разговаривать на ты и если есть какая-то проблема, можно прийти ко мне в кабинет, пнуть ногой дверь (хотя она и так открыта почти всегда) и сказать об этом — но, несмотря на все это, в компании появились люди, которые меня боятся и шарахаются по углам, когда я иду по коридору. Если раньше каждый мог прийти и сказать: «Антон, это дерьмо»: приведи аргументы — я соглашусь, то сейчас, чтоб дойти до моего кабинета, некоторым надо проделать в голове немыслимую работу. Приходится искать подход к каждому конкретному человеку, и вот к каким выводам я пришел:
 
Во-первых, чтобы понять, адекватный ли человек, с ним надо разговаривать. Я большой противник вертикали власти — я сторонник горизонтали: анархия не наступит, если у каждого сотрудника, который сидит на конкретном месте, будет в голове то, что надо. А за это отвечаем мы, когда принимаем его на работу. Мы смотрим на соискателя, задаем ему разные вопросы и должны понять, есть ли в нем что-то, что позволит ему влиться в нашу команду, или это бесполезно, бессмысленно и он только вертикаль власти понимает.
 
Иногда я могу спросить: «Расскажите, чем вы знамениты?». Люди начинают рыться в голове, рассказывать истории, совершенно никак не связанные с профессиональной деятельностью. Тогда становится понятно, может ли человек сложить мысли в предложения или его начинает трясти и он двух слов связать не может. Второй вариант, кстати, вовсе не значит, что человек нам не подходит. Некоторые ИТ-специалисты именно так себя и ведут, пока не начнешь с ними говорить о технических деталях: тут их бывает не остановить. Такие люди у нас тоже работают — на должностях, где коммуникации с другими не требуется: сиди в уголочке, вот тебе компьютер, вот тебе список задач — делай.
 
Во-вторых, имеет смысл отсекать карьеристов. Если человека интересует не зарплата, не задачи, а в первую очередь карьера (условно, что у него в трудовой книжке будет написано, как он от дворника дошел до директора), бесполезно брать его на работу к нам, потому что здесь он этого не получит. Карьеристам надо все время подкидывать какие-то задачи, которые будут их продвигать по карьерной лестнице, а людям, которые пришли работу интересную делать, надо подкидывать задачи все более сложные, чтобы они развивались — это же совсем другой уровень. С такими и имеет смысл дальше и разговаривать, и работать.
 
И если таких людей подобрать получилось, можно просто выйти к ним и сказать: «Давайте обсудим вот такую проблему» и какое-то управленческое решение принимать не в одного, а коллективом, выслушав десять мнений. Я не перекладываю ответственность — решения принимаю я и ответственность за них несу я, но прежде чем решение приму, я спрошу мнение нескольких людей — они все здесь профессионалы и получают зарплату за это.
 
Именно поэтому (и это в-третьих) мы много делаем для мотивации сотрудников. Кому-то будет смешно, но у нас тут очень много людей, которым гораздо проще написать соседу в «Телеграмм», чем сказать. Поэтому мы постоянно проводим корпоративные мероприятия, какие-то посиделки, для того чтобы люди просто поговорили друг с другом, нашли общие интересы.
 
Чуть ли не принудительно отправляем сотрудников в спортзалы и бассейны, потому что на работе они все время сидят. А всех, кто работает в вечерние и ночные смены, развозим на такси. Есть идея возить на такси кое-кого и утром, потому что когда полкомпании заболело гриппом, из-за того что на кого-то чихнули в транспорте, — нам это выходит дороже, чем людей на такси возить.
 
Для большинства сотрудников у нас нет никакого дресс-кода: на качество работы никак не влияет, сидит ли человек в костюме или в шортах, футболке и в тапке на босу ногу — проверено. Я летом и сам так хожу на работу. А еще мы сделали велопарковку: все лето она забита, потому что большинство наших сотрудников ездят не на машинах, а на велосипедах.
 
Наконец, сейчас мы собираемся делать ремонт и полностью переоборудовать весь офис, пересадить всех за новые, какие-нибудь модные, ноутбуки. Мы хотим, чтобы офисное пространство не напоминало налоговую инспекцию времен 90-х, когда все сидят за столами с кучей бумаг: может, кто-то хочет на кресле-мешке сидеть, а есть люди, которым нравится работать ногами в потолок — да ради бога, нам без разницы, просто делай свое дело.
 
Все это мы делаем, потому что каждый, кто здесь работает, нам дорог — и как человек, и как рабочая единица, в которую мы немало вложили. Например, если мы говорим про техподдержку: у нас целая куча разных сложных услуг и в каждой из них миллион нюансов. Для того чтобы человек втянулся в работу и начал понимать эти аспекты, его надо учить полгода минимум. И я точно не хочу, чтобы сотрудник три месяца отработал и ушел. От нас уходят либо в компании, которые на порядок круче, чем мы, — уезжают в Москву или за границу, либо это происходит, потому что человек просто не вписывается в наш коллектив.
 
Я хочу, чтобы специалист, приходя к нам, оставался и работал. Но очень часто людей-интровертов деньгами не замотивируешь. Когда у человека есть семья, дети, ипотека, то, конечно, чем больше ему платят, тем лучше. Но в конечном итоге появляется какой-то потолок, после которого не важно, повышаешь ты зарплату или нет. Если человеку работа неинтересна или он не находит общего языка с коллегами, или не сидит на мешке — он просто уйдет и все.
 
Материал подготовила Полина Борисевич специально для DK.RU
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.