Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

«Хоть ногами в потолок — просто делай свое дело»: Антон Халиков об управлении ИТ-компанией

12 лет руководя коллективом, где каждый первый интроверт, г-н Халиков делится выводами, к которым пришел: как отсеял карьеристов и почему, если сотрудник хочет сидеть на кресле-мешке, так тому и быть.

Антон Халиков, собственник компании NetAngels:
 
— Я наверно только 2 или 3 года назад понял, что вообще такое быть директором компании и руководить коллективом, в котором работает куча программистов и админов. Тут каждый первый  интроверт и до него еще достучаться надо. Как все это работает, как мотивировать людей  до меня только недавно начало доходить. Потому что до этого все само собой получалось, а потом перестало.
 
Сначала весь наш офис состоял, по сути, из двух человек: меня и моей жены. Потом наняли первого человека сотрудника, второго, третьего. Первый десяток людей, который пришел в компанию, перенимал подходы к работе непосредственно от нас: каждому лично мы пытались вложить в голову, как разговаривать с клиентами и как надо отвечать за работу сервисов, которые мы делаем. А потом стали приходить еще люди, которых уже учил не я, а те, кого я учил раньше. Сейчас уже третья-четвертая волна новых сотрудников — и начались глухие телефоны.
 
Более того, я пропагандирую, что мы все одинаковые, все должны разговаривать на ты и если есть какая-то проблема, можно прийти ко мне в кабинет, пнуть ногой дверь (хотя она и так открыта почти всегда) и сказать об этом — но, несмотря на все это, в компании появились люди, которые меня боятся и шарахаются по углам, когда я иду по коридору. Если раньше каждый мог прийти и сказать: «Антон, это дерьмо»: приведи аргументы — я соглашусь, то сейчас, чтоб дойти до моего кабинета, некоторым надо проделать в голове немыслимую работу. Приходится искать подход к каждому конкретному человеку, и вот к каким выводам я пришел:
 
Во-первых, чтобы понять, адекватный ли человек, с ним надо разговаривать. Я большой противник вертикали власти — я сторонник горизонтали: анархия не наступит, если у каждого сотрудника, который сидит на конкретном месте, будет в голове то, что надо. А за это отвечаем мы, когда принимаем его на работу. Мы смотрим на соискателя, задаем ему разные вопросы и должны понять, есть ли в нем что-то, что позволит ему влиться в нашу команду, или это бесполезно, бессмысленно и он только вертикаль власти понимает.
 
Иногда я могу спросить: «Расскажите, чем вы знамениты?». Люди начинают рыться в голове, рассказывать истории, совершенно никак не связанные с профессиональной деятельностью. Тогда становится понятно, может ли человек сложить мысли в предложения или его начинает трясти и он двух слов связать не может. Второй вариант, кстати, вовсе не значит, что человек нам не подходит. Некоторые ИТ-специалисты именно так себя и ведут, пока не начнешь с ними говорить о технических деталях: тут их бывает не остановить. Такие люди у нас тоже работают — на должностях, где коммуникации с другими не требуется: сиди в уголочке, вот тебе компьютер, вот тебе список задач — делай.
 
Во-вторых, имеет смысл отсекать карьеристов. Если человека интересует не зарплата, не задачи, а в первую очередь карьера (условно, что у него в трудовой книжке будет написано, как он от дворника дошел до директора), бесполезно брать его на работу к нам, потому что здесь он этого не получит. Карьеристам надо все время подкидывать какие-то задачи, которые будут их продвигать по карьерной лестнице, а людям, которые пришли работу интересную делать, надо подкидывать задачи все более сложные, чтобы они развивались — это же совсем другой уровень. С такими и имеет смысл дальше и разговаривать, и работать.
 
И если таких людей подобрать получилось, можно просто выйти к ним и сказать: «Давайте обсудим вот такую проблему» и какое-то управленческое решение принимать не в одного, а коллективом, выслушав десять мнений. Я не перекладываю ответственность — решения принимаю я и ответственность за них несу я, но прежде чем решение приму, я спрошу мнение нескольких людей — они все здесь профессионалы и получают зарплату за это.
 
Именно поэтому (и это в-третьих) мы много делаем для мотивации сотрудников. Кому-то будет смешно, но у нас тут очень много людей, которым гораздо проще написать соседу в «Телеграмм», чем сказать. Поэтому мы постоянно проводим корпоративные мероприятия, какие-то посиделки, для того чтобы люди просто поговорили друг с другом, нашли общие интересы.
 
Чуть ли не принудительно отправляем сотрудников в спортзалы и бассейны, потому что на работе они все время сидят. А всех, кто работает в вечерние и ночные смены, развозим на такси. Есть идея возить на такси кое-кого и утром, потому что когда полкомпании заболело гриппом, из-за того что на кого-то чихнули в транспорте, — нам это выходит дороже, чем людей на такси возить.
 
Для большинства сотрудников у нас нет никакого дресс-кода: на качество работы никак не влияет, сидит ли человек в костюме или в шортах, футболке и в тапке на босу ногу — проверено. Я летом и сам так хожу на работу. А еще мы сделали велопарковку: все лето она забита, потому что большинство наших сотрудников ездят не на машинах, а на велосипедах.
 
Наконец, сейчас мы собираемся делать ремонт и полностью переоборудовать весь офис, пересадить всех за новые, какие-нибудь модные, ноутбуки. Мы хотим, чтобы офисное пространство не напоминало налоговую инспекцию времен 90-х, когда все сидят за столами с кучей бумаг: может, кто-то хочет на кресле-мешке сидеть, а есть люди, которым нравится работать ногами в потолок — да ради бога, нам без разницы, просто делай свое дело.
 
Все это мы делаем, потому что каждый, кто здесь работает, нам дорог — и как человек, и как рабочая единица, в которую мы немало вложили. Например, если мы говорим про техподдержку: у нас целая куча разных сложных услуг и в каждой из них миллион нюансов. Для того чтобы человек втянулся в работу и начал понимать эти аспекты, его надо учить полгода минимум. И я точно не хочу, чтобы сотрудник три месяца отработал и ушел. От нас уходят либо в компании, которые на порядок круче, чем мы, — уезжают в Москву или за границу, либо это происходит, потому что человек просто не вписывается в наш коллектив.
 
Я хочу, чтобы специалист, приходя к нам, оставался и работал. Но очень часто людей-интровертов деньгами не замотивируешь. Когда у человека есть семья, дети, ипотека, то, конечно, чем больше ему платят, тем лучше. Но в конечном итоге появляется какой-то потолок, после которого не важно, повышаешь ты зарплату или нет. Если человеку работа неинтересна или он не находит общего языка с коллегами, или не сидит на мешке — он просто уйдет и все.
 
Материал подготовила Полина Борисевич специально для DK.RU
Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.