Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Продуктовые сети заигрались в гонку «кто больше» и забыли про качество услуг»

«Экстенсивный рост стал для них идеей-фикс. Интересно, кто из наших сетевиков первым повернется лицом к покупателю и сделает прорыв?». Что не так с российским ритейлом и как улучшить ситуацию /МНЕНИЕ.

Управляющий партнер консалтинговой компании «Команда А» Юрий Гугнин написал статью о том, что федеральные продуктовые сети заигрались в гонку «кто откроет больше магазинов» и забыли про качество услуг. Экстенсивный рост почти исчерпан, а для интенсивного необходимо сделать ставку на формат «магазина у дома», где клиентам будут предлагать дополнительные услуги, развивать онлайн-продажи, настроить программы лояльности и предпринять другие меры. DK.RU публикует текст с разрешения автора.
 
— На днях я участвовал в закрытой встрече сообщество кей эккаунт менеджеров и директоров FMCG компаний KAMBLOG (KAM — Key Account Manager — отвечает за поставки товара от бренда в сетевые магазины). Приглашенным гостем был Гарретт Джонстон, международный эксперт по ритейлу и маркетингу с 25-летним послужным списком: вице-президент Avaya, вице-президент Ernst&Young, маркетинг-директор МТС, советник ген.директора X5. Разговор получился очень интересным, никто не хотел расходиться до поздней ночи.
 

Потенциал экстенсивного роста заканчивается

 
Ключевая идея, которая осталась у меня в голове по итогам встречи: у российских ритейлеров нет стратегии. Последние 10−15 лет они занимались только открытием новых магазинов, и этот экстенсивный рост стал для них идеей-фикс. То и дело в прессе появлялись статьи о том, сколько новых точек в сутки открывают наши федералы, и кто кого обгоняет в размере сети. 
 
Генералов отечественной сетевой торговли можно по-человечески понять и простить: они начинали бизнес, когда народ был настолько голодный, что даже наличие товаров на полке магазина казалось чудом. Непаханность российского поля привела к бурному росту количества магазинов: в лучшие времена «Магнит» открывал по несколько новых точек в день. 
 
Но теперь расти вширь почти некуда, по оценке экспертов из Renaissance Capital: 
 
На всю Россию, кроме столиц, можно открыть только 350 новых гипермаркетов.
 
По словам инсайдеров, руководство федеральных сетей не знает, что с этим делать. И самое страшное: «они не понимают, что они не понимают». Т.е. не осознается само наличие проблемы перехода от экстенсивного роста к интенсивному. 
 
Вместо этого сети занялись поглощением мелких магазинчиков у дома с помощью франшизы, прямой покупки или высиживания с территории. За последние годы почти в каждой деревне на 1000-2000 человек появились 1-2 федеральных сетевых магазина, а в Москве нашпигованность Пятерочками и Экспресс-Перекрестками уже заметна невооруженным глазом. 
 
Предел роста «вширь» уже близок. Причем, об этом уже три года назад догадались Tesco и другие глобальные ритейлеры: они озаботились тем, что:
 
на 18 миллиардов долларов, вложенных Tesco в открытие новых магазинов, они получили всего 1 миллиард дополнительного оборота в год.
 
Даже если операционная рентабельность гипермаркетов составляет 10-20%, миллиардные инвестиции в новые магазины Tesco не окупятся в ближайшие 100 лет.
 

Есть ли будущее у гипермаркетов?

 
Еще в 2012 году западные ритейлеры обратили внимание, что поток людей в крупных магазинах заметно упал, потому что: 
 
— Людям лень тратить полдня на поездку в гипермаркет, поиск парковки, поиск товаров и стояние в очереди;
 
— Людям жалко даже тратить деньги на бензин; 
 
— Блуждание по огромному складу вгоняет во фрустрацию и не доставляет радости; 
 
— Если у вас есть дети, можете умножить негативный фон на два; 
 
— Персонал в крупном магазине физически не может быть экспертом по всем товарам, поэтому толку от продавцов-консультантов в гипермаркете мало; 
 
— В интернете можно заказать все, что угодно, не выходя из дома, с доставкой на завтра
 
Добавьте к этому колоссальные затраты на аренду, ремонт и поддержание крупного магазина в рабочем виде. Все это приводит к тому, что наиболее живучим и перспективным оказывается формат «магазин у дома». 
 
Теперь всплывает другая проблема: наши магазины у дома выглядят унылыми складами на фоне их собратьев из Европы, Азии и Америки. Российские сети до сих пор находятся в парадигме «ура, у нас есть товар в наличии», а зарубежные конкуренты уже перешли в стадию «мы создаем место решения ежедневных вопросов наших клиентов». Эксперты отмечают, что даже условный «Ашан» в Париже и в Москве — это два разных магазина, и сравнение не в нашу пользу. Т. е. зарубежные сети, которые рубятся в конкурентной борьбе на своих рынках, в России ведут дела не на полную мощность.
 
Интересно, кто из наших сетевиков первым повернется лицом к покупателю и сделает прорыв на фоне дезориентированных конкурентов?
 

Как выглядит «магазин у дома» моей мечты?

«Продуктовые сети заигрались в гонку «кто больше» и забыли про качество услуг»
 1
 Фото: «Команда А»
 
Для начала определимся с термином «магазин у дома»: 
— 1000—2000 наименований товаров (SKU); 
— Торговый зал в пределах 250-300 кв.м. 
 
С виду — скукотища, ничего кроме чипсов, пива и крупы не вставишь. Но если немного пошевелить мозгами, можно очень грамотно использовать площадь и поднять желанную «прибыль с квадратного метра полки». Учитывая, что государство постепенно регулирует степень отжатия поставщиков, ритейлерам придется придумывать новые способы заработать.
 
Выложить на полки по несколько самых ходовых SKU в каждой категории, а остальное — с возможностью заказать в онлайн-терминалах магазина, с доставкой на завтра.
 
Такую модель успешно внедряет сеть гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff. Изначально они создавали гипермаркеты по 10 000 кв.м., но потом, для ускорения развития и оптимизации инвестиций, стали открывать магазины в 5−10 раз меньшего размера в формате Hoff Mini и Hoff Home. 
 
Новые форматы стали настоящей площадкой для омниканальных продаж. За счет меньшего ассортимента на площади магазина были размещены терминалы быстрого доступа к сайту с большой витриной и быстрым заказом. При этом, клиент получает высокий уровень сервиса — доставку мебели на следующий день после заказа. 
 
Учитывая, что продавать приходится не еду, а мебель и товары для дома, что гораздо сложнее, рентабельность мини-форматов почти со старта находится на уровне обжитых раскрученных гипермаркетов. А объем инвестиций в десятки раз ниже.
 

Сделать вкусный уголок

«Продуктовые сети заигрались в гонку «кто больше» и забыли про качество услуг»
 2
 Мини-ресторан на заправке в Хорватии. Управляется компанией Marche. Фото: «Команда-А»
 
Хороший кофе на вынос и вразвес, выпечка, салаты, полуфабрикаты: 
 
— Во-первых, это даст приятный запах и создаст принципиально иное ощущение от посещения магазина. Туда захочется приходить снова и снова. На фоне 99% конкурентов такой магазин будет выглядеть на порядки лучше. 
 
— Во-вторых, в спальных районах найти хороший кофе и выпечку — целая проблема. Starbucks, Хлеб насущный, Даблби и им подобные заведения открывают только в очень проходных местах в центре, а молодые мамочки с детьми (самая желанная аудитория) не каждый день могут ездить через весь город. Ничего не мешает договориться с известной кофейной компанией о продаже кофе под их брендом. Кофейне дополнительный пиар, ритейлерам — любовь кофеманов. 
 
— В-третьих, это товары с высокой маржинальностью. 
 
Посмотрите для примера на заправки в Хорватии или Польше. На небольших пятачках они организуют микро-рестораны со здоровой едой, которая выглядит так ярко, свежо и вкусно, что на российские заправки с вялыми хот-догами и сухими слойками даже заезжать стыдно. 
 
«Продуктовые сети заигрались в гонку «кто больше» и забыли про качество услуг»
 3
Мини-ресторан на заправке в Хорватии. Управляется компанией Marche. Фото: «Команда-А»
 

Поставить сборщик мелочи

 
Примитивная вещь, которая уже давно применяется за рубежом: человек насыпает в контейнер железную мелочь, затем автомат выдает ему ваучер на покупки в этом магазине. Такие автоматы стоят около 40-50 тысяч рублей в розницу (оптом дешевле), занимают 1 квадратный метр и могут привести вам сотни клиентов в год.
 

Оказывать дополнительные маржинальные услуги

 
Печать и копирование с самообслуживанием: успешно работает в Японии и Тайланде в супермаркетах Tesco и 7−11. В тех же магазинах народ регулярно платит за ЖКХ и штрафы, причем, операция проходит так же быстро, как покупка пакета сока.
 

Настроить мерчендайзинг и кросс-продажи

 
Выкладывайте кросс-товары друг рядом с другом: вино рядом с сыром и сыр рядом с вином, соусы с салатными листьями и т.п. Решайте проблему клиента, а не заставляйте его носиться по магазину. В этом направлении начали двигаться магазины сети «Я Любимый», и правильно делают — вино и хороший сыр в России являются очень маржинальными товарами. 
 
Устраивайте дегустации высокомаржинальных продуктов, приучайте народ к новым вкусам. Так производители дорогого алкоголя смогли научить людей, в чем же отличие 12-летнего виски от обычного.
 

Набирать команду приветливых людей, которые любят оказывать услуги

 
Еще одна проблема, из-за которой нет желания ходить в наши магазины у дома: зачастую персонал либо не очень хорошо говорит по-русски, либо ведет себя не самым приветливым образом. Возможно, люди не находятся на своем месте, или их не вдохновляют/обучают руководители, или просто подбирают народ без учета желания заниматься сферой услуг. 
 
В сравнении с Италией, Хорватией, Черногорией и Таиландом, где продавцы и кассиры даже в сетевых супермаркетах естественно улыбаются, мило шутят, делают работу бодро и с огоньком, мы заметно отстаем. 
 
Понятно, что постоянно поддерживать бодрую команду на 7000 магазинов — не самая простая задача, но если ее решит кто-то другой, клиенты уйдут к нему. 
 
Сделать свои СТМ не дешевыми заменителями брендовых вещей, а полноценными качественными товарами, которые лучше и дороже обычных брендов
 
В погоне ритейлера за низкой ценой СТМ-ов отжатые до предела субподрядчики соскальзывают в опасную зону экономии на качестве. Хотя, должно быть наоборот: бренд крупной сети имеет у местных людей сравнимый вес с глобальными брендами и тем более, с локальными. Таким доверием надо дорожить и отвечать за него высоким качеством, а не пытаться продать под ним самые дешевые товары.
 
Это отдельная большая история, которая показала свою эффективность в Швейцарии и Германии.
 

Подключить поставщиков к творчеству

 
Магазин Hamley’s на Лубянке
 
На что обычно тратят маркетинговый бюджет? Скучные воблеры, промо-стойки посреди прохода, «товары-по-акции-нежелаете» на кассе. Тоска смертная. 
 
Зайдите для примера в российские магазины игрушек Hamley's. Слава богу, они появились! Наконец-то, менеджеры «Детского мира» смогут задать себе новые горизонты. Поход в Hamley's — это радость для ребенка и родителя, дети сами туда просятся.
 
Хотя, тут стоит сделать положительную ремарку: по словам генерального директора сети «Детский мир», Владимира Чирахова: «помимо открытия новых магазинов мы занимаемся реконцепцией старых. У нас порядочно магазинов, которые были открыты более трех лет назад, есть еще старые, причем разные концепции. К сожалению, мы не можем их все отремонтировать одновременно, но так или иначе к этой задаче мы тоже подступаемся». 
 
И еще одна важная цитата главы «Детского Мира»: «Мы видим, что после реконцепции трафик в магазинах растет, выручка растет».
 
Кстати, во время написания этой статьи коллеги словно почувствовали наш призыв, и опубликовали планы по строительству нового флагманского магазина возле Кремля. Молодцы! 
 
Понятно, что в продуктовом магазине на 250 квадратов не получится поставить 20-метровую статую из кубиков LEGO, но есть и более компактные форматы: интерактивные мониторы и инсталляции скромных размеров. Устраивайте мозговые штурмы с КАМ-ами и бренд-менеджерами ваших поставщиков, приложите их маркетинговые бюджеты с умом.
 

Настроить программы лояльности

 
Эта тема достойна отдельной статьи, которую мы скоро сделаем. На основе опыта Команды-А в проектах по внедрению программ лояльности в ритейле можно сказать, что в России это практически пустая поляна. 
 
Сегодня практически ни один из крупных фуд-ритейлеров России не умеет работать с программой лояльности. Клиенту надо очень постараться, чтобы оформить карту даже в Перекрестке, хотя эта сеть считается ориентированной на повышенный уровень сервиса для среднего класса. 
 
Каждый раз, когда мы приходим к руководству сетевых магазинов в рамках проектов по развитию бизнеса, мы просим предоставить хотя бы минимальную аналитику по сегментации пользователей, популярным товарам, регулярности покупок лояльных клиентов. Зачастую оказывается, что либо карты не привязаны к базе и выдаются просто как скидочные купоны на предъявителя, либо аналитика не собирается по иным причинам. 
 
В то же время, в Германии клиенту могут автоматически предложить его любимое вино в пятницу вечером, а Target еще в 2012 году мог определить беременность покупательниц раньше, чем они сами.
 

Сделать услугу доставки по району

 
В радиусе 1−2 км пешком один курьер может разнести за сутки 30−50 заказов. Даже если сделать доставку стоимостью 150 рублей (а не 250−400 как обычно в Москве), это 100−165 тысяч рублей дохода с курьера в месяц. И сотни довольных клиентов, которые никогда не пойдут к конкурентам пешком.
 

Активнее развивать е-коммерс и омни-канальность

 
Среди российских фуд-ритейлеров на этом фронте уже начали двигаться «Ашан»«Я Любимый», «Азбука Вкуса», «О'Кей». «Магнит» начал тестирование онлайн-формата, Перекресток в процессе подготовки онлайн-приложений.
 
Понятное дело, что 100% онлайн-торговля в сфере продуктов питания пока не получается рентабельной в российских реалиях. Но при грамотном использовании существующей сети оффлайн-магазинов можно получить синергию: продать дополнительный сервис существующим клиентам, привлечь новых клиентов, собрать больше данных о моделях поведения покупателей и давать им более подходящие апсейлы. 
 
Стратегия выхода в онлайн может быть плавной:
— Для старта сделать самовывоз из магазинов.
— Затем добавить услугу доставки в радиусе 1—2 км пешком.
 
В качестве развития можно рассмотреть вариант с размещением в подъездах жилых домов терминалов формата QIWI, в которых любой житель сможет заказать себе еду с доставкой, не выходя из дома, без стояния в очереди и не забивая себе голову интернет-магазином. Платежные терминалы давно вошли в обиход, и в столицах, и в регионах. Их освоили все слои населения, поэтому единственной проблемой на пути внедрения может быть только договоренность с местным ТСЖ. Это принципиально новый уровень: не «магазин у дома», а «магазин у вас дома». 
 

Резюме

 
Мы почти достигли предела экстенсивного роста фуд-ритейла в России, открывать новые магазины — это уже не стратегия для развития бизнеса. Гипермаркеты уходят на второй план, поэтому точкой роста может стать формат «магазина у дома». 
 
Эти магазины у дома надо «уметь готовить»: сегодняшние российские сетевые мини-форматы выглядят скучно, некомфортно и местами неряшливо, за редким исключением. Люди ходят туда не потому, что там хороший сервис, а потому, что нет альтернативы. У коллег из Европы, Азии и Америки можно подсмотреть много хороших практик, большинство из которых не требуют огромных инвестиций, да и бюджеты можно разделить с поставщиками. Кроме того, мы имеем большой опыт применения современных технологий в автоматизации ритейла: есть множество вариантов обойтись без больших затрат на старте. 
 
Также есть большой простор в развитии омни-канальных продаж: самовывоз, доставка на районе, терминальный «магазин у вас дома».
 
Мы надеемся, что сотрудники и акционеры российских сетевых магазинов вдохновятся этой статьей и начнут новый виток развития. Мы вместе можем сделать так, чтобы через несколько лет британские журналисты писали статьи с разбором лучших российских практик.
 

Бонус: комментарий ритейлера

Айк Мурадян, директор экономическо-финансового департамента сети «Я Любимый»: 

1. Согласен с тезисом об интенсивном росте: необходимо улучшать качество имеющихся магазинов и точечно открываться в перспективных местах. Это одна из причин, почему в сети «Я Любимый» 29, а не 1000 магазинов: зато в каждом магазине можно достичь высокой эффективности и сфокусироваться на качестве услуг.
 
2. Про гипермаркеты мы скоро будем вспоминать, как про динозавров, уверен в этом на 100%. Эти гиганты — своеобразное продолжение открытых неорганизованных рынков (Черкизовский, Лужники и т.д.). Со сменой поколения у людей будет все меньше желания посещать такие места. 
 
3. Магазины у дома. Невозможно рассматривать качество услуг без контекста экономической ситуации в стране. В ближайшей перспективе рентабельность такого бизнеса может быть положительной, только в случае небольшого количества магазинов в «хороших» районах города. Есть определенный спрос на качественные магазины с хорошим сервисом и правильной ассортиментной политикой, однако, в масштабах России этот спрос ничтожен. При обсуждении этого сегмента мы будем постоянно будем скатываться в проблему покупательской способности.
 
Ссылка на оригинальный текст
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.