Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Реальная помощь малому бизнесу — это не деньги». Как стартапу найти заказчика

«Уральские инновационные проекты должны находить потребителя на Урале. Для этого мы организуем серию мероприятий CorpSpace», — Денис Скоморохов, исполнительный директор Свердловского венчурного фонда.

19 февраля в Екатеринбурге состоится форум CorpSpace.Build, посвященный инновационным технологиям в жилищном строительстве и развитии городской среды. Организаторы форума — Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП), Свердловский венчурный фонд (СВФ) и аналитический центр «Эксперт». О том, какие проблемы призван решить этот форум и чем он поможет застройщикам и стартапам, DK.RU рассказали Анна Хвагина, председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса СОСПП, и Денис Скоморохов, исполнительный директор Свердловского венчурного фонда.

«Реальная помощь малому бизнесу — это не деньги». Как стартапу найти заказчика 1Анна Хвагина: Давайте оттолкнемся от проблемы — системного взаимодействия между корпоратами и малым и средним бизнесом сейчас в регионе нет. На заседаниях комиссии СОСПП, которую я возглавляю, мы рассматриваем проекты малого бизнеса, которые нуждаются в финансировании, снятии административных барьеров, пытаемся наладить кооперационные связи с крупным заказчиком, но все это — адресная помощь. В какой-то момент стало понятно, что нужен системный инструмент, и мы надеемся, что им станет проект CorpSpace — серия мероприятий для корпоратов и стартапов, где первые делятся опытом внедрения технологий, а вторые предлагают инновационные решения. По итогам мероприятия корпораты, которые согласились стать партнерами, выбирают пул проектов, с которыми продолжат взаимодействие, а мы — организаторы — им в этом будем помогать.

Зачастую реальная помощь малому бизнесу— это не деньги, и даже не решение вопросов с контролирующими органами, а выстраивание взаимодействия с заказчиком и вывод продукта на рынок.

Недавно, например, приходили ребята, которые предлагают создать маркетплейс для продажи перерабатываемых отходов. Понимания объемов затрат, категорий перерабатываемых отходов, каналов сбыта у них нет. Но у них запрос ко мне как к общественнику: «Вы можете за руку привести к губернатору?». При этом свою идею в формате «мы за все хорошее и против всего плохого» они не хотят обсуждать с экспертами, «докручивать», создавать бизнес-модель. На мой взгляд, это путь в никуда. Ведь успешный бизнес — это прежде всего умение оценить свои компетенции, услышать потребности клиента, сто раз доделать и переделать продукт и найти решение. А уж чтобы построить инновационный бизнес, надо, наверное, каждый день по утрам самому себе цитировать Томаса Эдисона: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». 

Вот для того, чтобы этих способов было чуть-чуть меньше, а путь к пониманию запросов крупных заказчиков и в итоге к продажам — короче, мы и придумали наш проект.

«Реальная помощь малому бизнесу — это не деньги». Как стартапу найти заказчика 2Денис Скоморохов: Анна рассказала о неработающих подходах к поиску инструментов поддержки, неготовности предпринимателей адаптироваться к рынку. Но в регионе есть и другие примеры. Компания «БиоМикроГели» — выпускники УрФУ создали состав для эффективного и экологически безопасного отделения нефти от воды. На эту разработку они получили всевозможные гранты и премии, но так и не смогли продать ее нефтяным компаниям. После двух лет неудачных попыток они сделали pivot (разворот) и запустили в производство линейку экологически чистых моющих средств. Сегодня, спустя три года, их продукция размещена на полках крупнейших сетевых магазинов страны, а оборот группы компаний за прошлый год превысил 100 млн руб. Мы помогли им на старте продаж, когда они искали деньги на расширение производства. Подчеркиваю, помогли возвратными деньгами.

Анна Хвагина: Да, вот реальный прекрасный пример, когда возвратный механизм оказался эффективным, а компания не стала «грантоежкой», а нашла десять тысяч первый способ — и он сработал. Но мне иногда кажется, что большинство слышит словосочетание «меры поддержки» как «тут дают много невозвратных денег по паспорту». Типичный первый диалог с предпринимателем, у которого есть только идея (или максимум прототип):

— Я мегакрутой предприниматель, у меня уникальный, бомбический продукт. Скажите, где взять денег?
— Вот такие есть меры поддержки, вот то и то нужно сделать, чтобы ими воспользоваться. С чего начнем?
— Ну, нет. Это ж 40 бумажек надо заполнить, мне отдельного человека придется для этого нанимать, а у меня бизнес. Мне некогда.

Поэтому я в рамках заседаний Комиссии по развитию малого и среднего бизнеса СОСПП прежде всего стараюсь обеспечить проектам малого и среднего бизнеса адекватную экспертную оценку потенциального крупного заказчика, помочь выстроить проектный менеджмент, а уже потом искать финансирование, помогать с заявками, обсуждать взаимодействие с государственными органами по проекту. 

Денис Скоморохов: У любого государства есть задача развития собственной экономики, для этого нужно помогать развитию действующих компаний и создавать/привлекать новые. На практике же часто крупный бизнес невосприимчив к поиску и внедрению новых технологий, а стартапы не могут найти себе стабильного корпоративного заказчика. Причем чем более высокотехнологичной является эта сфера, тем этот разрыв больше. Представьте путь, который вам нужно пройти, чтобы продать и внедрить новый материал в РосАтом или РосКосмос

Немало высокотехнологичных стартапов находит рынок сбыта за пределами региона. Компания Iridium Mobile из Нижнего Тагила продает свои платформенные решения для «умных домов». В Дубаи, Европарламенте и Ельцин Центре стоят их программы. Но ведь задача реализации программы «Умный регион» и запрос застройщиков на продукт для «Умного дома» есть и в Свердловской области. Поэтому первым рынком для проекта CorpSpace мы выбрали девеломпент и управление жилыми комплексами. Это высококонкурентный рынок, ведь темпы роста на нем снижаются, а, значит, растет конкуренция и ценность уникального предложения.

Анна Хвагина: Уже сейчас можно сказать, что предложения стартапов соответствуют запросам застройщиков. Мы провели серию интервью с девелоперами, спрашивали у них, работают ли они с малым бизнесом, готовы ли рассматривать проекты. Я была скептически настроена вначале, думала, мы услышим в основном: «Ребят, у нас все хорошо без вас, но послушать придем».

Оказалось, что пять из шести застройщиков имеют опыт инвестиций в стартапы, и абсолютно все готовы обсуждать проекты цифровизации ЖКХ: сервис аренды парковочного места, «умный дом», общение жильцов с УК, взаимодействие между собой в «соседских центрах», оптимизация расхода ресурсов. Это говорит о том, что для нашего проекта сейчас самое правильное время. Сейчас с нами согласились работать «Атомстройкомплекс», «Брусника», «Клевер груп», «Академический», «Форум-групп», «Атлас-девелопмент», «Корпорация «Маяк», РСГ «Астра-девелопмент» и другие.

Денис Скоморохов: В нашей базе сейчас около 300 стартапов из Свердловской области. По предварительным оценкам, 50 из них — с проектами, востребованными застройщиками. Даже если по итогам мероприятия пройдет 15-20 встреч, которые приведут к двум-трем подписанным контрактам о внедрении инноваций, то весьма вероятно, что в определенных домах появятся решения, существенно повышающие качество жизни. Получается, выигрывают не две стороны, а четыре: стартап, застройщик, жители и мы как организаторы. 

Если первый опыт будет успешным, мы выйдем на отраслевые долгосрочные программы, корпоративные акселераторы, будем искать проекты стартапов под нужды крупного бизнеса Свердловской области.  

Анна Хвагина: Наша функция — быть квалифицированным бесплатным посредником, а затем интегратором. Я уверена, что после форума работы у меня станет в два раза больше, начнутся проекты доработки продуктов и внедрения.

Денис Скоморохов: CorpSpace.Build — это только первый шаг. В этом году мы планируем провести серию отраслевых мероприятий для ритейлеров, возможно, логистики, HORECA, промышленного сектора. Хочется сказать стартапам: не бойтесь заявить о себе, получить экспертную оценку. Следите за проектом CorpSpace на сайте www.corpspace.online. Предлагайте свою разработку заказчикам из разных отраслей.  

***

Форум CorpSpace.Build проходит в рамках «Дней Уральского бизнеса» — масштабной деловой программы, охватывающей весь февраль. Информационный партнер — «Деловой квартал».

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.