Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Риски утечки данных: как обезопасить свою компанию и не нарушить закон

«Для многих сюрпризом станет то, что личные дела в рабочее время нарушают дисциплину и за это предусмотрено наказание вплоть до увольнения. Копирование данных на личную почту — не меньший грех».

Никита Рогозин, исполнительный директор компании «Стахановец», рассказал, что большая часть российских компаний страдает из-за утечки ценной информации. Многие, пытаясь найти выход из этой ситуации, прибегают к системам мониторинга сотрудников. Однако далеко не все знают, как это соотносится с законом.

Практика показывает

По данным недавнего опроса, 9 из 10 компаний сталкиваются с проблемой утечки информации. При этом больше, чем в половине случаев, главной причиной становятся целенаправленные действия сотрудников.

Обычно работники пытаются получать доступ к данным по нескольким причинам: для развития собственного бизнеса, для портфолио или возможной передачи конкурентам, иногда по неосторожности. Зачастую это происходит из-за отсутствия контроля персонала и доступа достаточно расширенного круга лиц к ценным данным.

Так, недавно стало известно о том, что бывший сотрудник «Лаборатории Касперского» скачал и сделал публичным часть кода, доступ к которому имел во время работы. По словам компании, они очень внимательно относятся к подобным случаям и на постоянной основе осуществляют мониторинг сети на наличие образцов кода, поэтому ситуацию достаточно быстро разрешили и обратились в компетентные органы с целью защиты прав интеллектуальной собственности. Известен и другой случай, когда сотрудник «Альфастрахования» совершил в корыстных целях разглашение сведений, которые стали известны ему по работе и составляли коммерческую тайну. Однако информация о несанкционированном копировании поступила в службу безопасности, в результате чего ситуация разрешалась также с обращением в правоохранительные органы.

В юридической практике известны и примеры, когда пересылка файлов, содержащих персональные данные коллег и коммерческую информацию компании, с рабочей электронной почты на личную признается нарушением режима конфиденциальности. Так, директор департамента по договорно-правовой работе одной из российских организаций переслал на личный почтовый ящик локальные нормативные акты работодателя. В компании посчитали, что это нарушение со стороны сотрудника и уволили его. Работник пытался обжаловать решение, и в октябре 2017 дело дошло до Конституционного суда. В итоге КС постановил: отправка гражданином рабочей информации на свой электронный адрес создает условия для ее «дальнейшего неконтролируемого использования», поэтому подобные действия сотрудника могут расцениваться как нарушение прав работодателя независимо от того, получили ли к ней доступ третьи лица или нет.

Пожалуй, каждый хотя бы раз в рабочее время подыскивал гостиницу для отпуска, выбирал подарок родственникам или обсуждал по телефону личные дела. Казалось бы, ничего предосудительного сотрудник при этом не совершает и ощутимого вреда компании не наносит. Ведь все рабочие задания при этом завершаются в срок, тут же парирует большинство сотрудников. Однако для многих сюрпризом может стать тот факт, что, согласно трудовому кодексу, личные дела в рабочее время нарушают трудовую дисциплину и за это предусмотрено наказание (используют оборудование, предоставленное компанией-работодателем не с целью выполнения своих трудовых обязанностей, если быть точным): замечание, выговор и даже в случае неоднократного нарушения — увольнение. Далеко не всегда работодатели прибегают к таким мерам, хотя во многих случаях имеют на это полное право.

Действовать по закону

Исследования, проведенные в различных организациях Европы и США, показывают: до 94% компаний так или иначе мониторят действия своих работников. В России эти цифры пока скромнее: наблюдение за сотрудниками ведут 71,4% опрошенных организаций, а анализ перемещения данных — 35,7%. Впрочем, прежде чем устанавливать у себя в офисе любые системы мониторинга и контроля качества работы сотрудников, стоит внимательно изучить все юридические аспекты такого рода наблюдения.

Противники мониторинга обычно говорят о неприкосновенности частной жизни и нарушении тайны переписки, ссылаясь при этом на Конституцию, однако в стенах офиса это действует не совсем так. Конституция действительно гарантирует всем гражданам России неприкосновенность частной жизни, личную тайну, а также тайну переписки и любых переговоров. Впрочем, рабочие компьютеры, как и результаты деятельности сотрудника — это собственность работодателя, а значит, ни о каких личных тайнах на рабочем месте речи быть не может. Компания имеет полное право собирать информацию о сотруднике, чтобы проконтролировать качество его работы, именно об этом гласит 86 статья Трудового кодекса.

Тем не менее, прежде чем собирать какие-либо данные о работнике обязательно необходимо включить в трудовой договор уведомление о наблюдении за рабочим местом сотрудника.

Особенно это важно в случае, если система мониторинга ведет аудио- и видеозапись переговоров и рабочего места. Кроме того, лучше всего ввести в компании внутреннее положение о коммерческой тайне и под роспись ознакомить с ним всех сотрудников. Также дополнительно можно наносить на документы гриф конфиденциальности, это еще раз обратит внимание работников на проблемы безопасности. Помимо этого, компании, безусловно, важно систематизировать всю коммерчески ценную информацию и ограничить круг лиц, имеющих доступ к ней. Ведь по статистике, почти четверть утечек информации происходит из-за банальной халатности.

Безусловно, система мониторинга — не панацея, тем не менее, сегодня это весьма доступный вариант для компании любого размера и отрасли, позволяющий собирать и анализировать информацию о событиях внутри компании. Такой подход позволяет не только избегать / не повторять вышеуказанных ошибок, но и транслировать и расширять наработанные успешные практики именно вашего бизнеса, на основе данных, сгенерированных именно вашими сотрудниками.

Ведь почему-то именно внутренние знания и опыт на практике пока так мало используются в принятии тактических и стратегических вопросов кадровой политики.

Теги: бизнес, свое дело, управление персоналом

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.