Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Рынок облигационных займов не сулит уральским фирмам ничего хорошего

Российский бизнес теряет интерес к выпуску облигаций. Внутренний рынок открытого капитала сильно просел – ставки по займам растут. На международный рынок стало сложно попасть по политическим мотивам.

В поведении уральских эмитентов облигаций нельзя выделить общие тренды. Слишком по-разному компании себя ведут. Пожалуй, единственное, что их объединяет, — размер бизнеса: выпустить долговые бумаги на широкий рынок могут себе позволить только крупные игроки.

«Компании входят на рынок облигационных займов с выпусками минимум на 2 млрд руб., — рассказывает директор уральского филиала брокерского дома «Открытие» Виктор Немихин. — При условии, что объем выпуска соотносится с годовым оборотом компании примерно один к пяти, можно сосчитать, что оборот в 10 млрд руб. — это необходимая критическая масса для компании, которая намерена размещаться».

Крупный бизнес размещается вразнобой

Суть облигационного займа — единовременное привлечение финансирования от множества разных кредиторов, долги перед которыми гасятся по купонам с определенной периодичностью. Ставки, в зависимости от уровня риска эмитента, находятся на уровне самых привлекательных ставок в банках, а то и ниже. Например, УБРиР в 2013 г. разместил облигации по ставке 10,75% годовых.

Но одно из главных преимуществ облигаций заключается в том, что эмитенту не надо обеспечивать их активами.

«Облигации — это, по сути, беззалоговое кредитование, — говорит замдиректора уральского филиала Московской биржи Антон Джуган. — Они дают эмитенту возможность маневров с активами, которые пришлось бы закладывать, чтобы привлечь финансирование в банке».

Г‑н Немихин добавляет важную деталь: у эмитента есть четкий график погашения займа, так что он может распланировать все соответствующие траты. В отличие от обычного кредита, условия погашения которого могут меняться из-за неблагоприятных внешних факторов.

На другой чаше весов — готовность компании стать прозрачной для инвесторов. Без этого невозможно провести успешное размещение. На Урале в число тех, кто пока не готов, но декларирует намерение, входит, например, УГМК. Медный гигант, к слову, провел два размещения своих структур еще в середине нулевых. Первым облигации на общую сумму 2 млрд руб. в 2006 г. выпустил метзавод им. Серова, в 2007 г. на такую же сумму разместилась головная компания холдинга — «Уралэлектромедь». До этого УГМК четыре года готовила отчетность по МСФО, как того требуют условия размещения облигаций. УГМК считается одной из самых непубличных металлургических компаний в России — настолько, что раскрытие бенефициаров даже самых маленьких ее структур мгновенно привлекает к себе внимание деловой общественности. Сегодня она работает над повышением прозрачности, и это воспринимается как новые планы выпустить облигации или даже выйти на IPO.

Год назад глава «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в интервью DK.RU рассказывал, что компания может выйти на рынок облигационных займов уже в 2015 г. Здесь также стоит отметить, что ранее в УА прошла реорганизация схемы владения, в результате которой г‑н Скуратов стал единоличным владельцем. Упорядочивание бенефициаров — один из основных принципов успешного размещения, говорит Виктор Немихин:

«Типичному русскому холдингу с его запутанной схемой владения сегодня вход на рынок открытых денег заказан. Потому что схема собственников, как правило, представляет собой набор юрлиц, формально не связанных друг с другом никак, кроме своих бенефициаров. Обычно каждое такое юрлицо в отдельности не соответствует требованиям к размещению, а под бенефициаров выпуск не подготовить. Но сейчас крупный бизнес в России постепенно структурирует активы — таким образом, чтобы их взаимосвязь была понятна не только владельцам, но и инвесторам».

Впрочем, на Урале есть примеры крупных компаний, которые разочаровались в облигационных займах. В декабре 2013 г. Русская медная компания (РМК) объявила о намерении полностью погасить облигации, выпущенные через дочернюю «РМК-Финанс». По мнению руководства медной компании, текущая ставка по займу является завышенной и есть более дешевые альтернативные источники финансирования. В то же время на открытый рынок капитала вышли Уралвагонзавод и Группа ЧТПЗ — последняя, кстати, готовила размещение облигаций еще с 2011 г. Все это свидетельствует о том, что изыскание средств не связано едиными трендами. По мнению экспертов рынка, привлекательность облигационных займов для крупного бизнеса зависит только от того, какой объем информации компания готова раскрыть в конкретный момент.

Заграница не поможет

«На полноценное рыночное размещение могут рассчитывать лишь большие, надежные и открытые компании с отчетностью по МСФО, — поясняет г‑н Джуган. — Чем выше котировальные листы, в которые попадают облигации, тем шире круг инвесторов. Наибольшим спросом пользуются бумаги, которые ЦБ РФ принимает в свой ломбардный список. Их покупают институциональные инвесторы, самая многочисленная когорта участников облигационного рынка — к ним относятся, например, банки и НПФ. Отраслевая специфика на организацию облигационных выпусков никак не влияет. Инвесторов же можно условно разбить на три категории: физлица (им интересны, например, займы той же Свердловской области), профессиональные участники рынка (управляющие компании, страховые, НПФ) и банки. Причем на долю банков приходится наибольший объем покупок облигаций».

Исполнительный директор по рынкам долгового капитала Райффайзенбанка Олег Корнилов заявляет, что отраслевая принадлежность как раз имеет большое значение — в том плане, что инвесторы в первую очередь принимают во внимание финансовое положение эмитента и его планы развития.

Средний объем инфраструктурных расходов, которые компания несет на организацию выпуска, г‑н Корнилов оценивает в 0,1% от номинального объема займа:

«Большинство расходов оплачивается эмитентом после размещения выпуска. До размещения оплачивается госпошлина (200 тыс. руб.) и услуги юристов, если в них есть необходимость. Проспект облигаций действителен в течение года с возможностью продления еще на два года».

В целом перспективы размещения облигационных займов российскими компаниями выглядят не слишком радужно. Внутренний рынок слаб и дорог, а международный — волатилен и враждебен.

«В условиях негативной экономической конъюнктуры и ввода новых санкций российским компаниям теперь будет сложно или даже невозможно получить финансирование на международных рынках: инвесторы будут опасаться дальнейшего ухудшения ситуации, — считает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. — Внутренний рынок облигаций пострадает не так сильно, но он на порядки меньше, и рублевые ставки сейчас слишком высоки для многих долгосрочных проектов».

Олег Корнилов говорит о том же, добавляя, что у инвесторов сработает кратковременная память и они забудут про проблемы на Украине сразу же, как ситуация там стабилизируется и все придут к какому-то консенсусу. Директор уральского филиала НАУФОР Радик Ахметшин подчеркивает, что плачевная ситуация на рынке облигаций — следствие общего падения финансовых рынков.

«Рынок облигаций всегда был интересен российским инвесторам: он не так доходен, как фондовый, но более надежен, — отмечает г‑н Ахметшин. — Поэтому спрос конкретно на облигации относительно других инструментов вложения не изменился. Просто все рынки ценных бумаг сегодня испытывают снижение спроса».

Обострение международного конфликта, центром которого стала Украина, вносит принципиальные коррективы в логику потенциальных покупателей облигаций, говорит Виктор Немихин: «Раньше участие государства в капитале российской компании расценивалось как гарантия низких рисков, но теперь, когда на гос­компании накладываются санкции США и ЕС, более предпочтительным с точки зрения рисков выглядит полностью частный бизнес».

Анатолий Ефремов

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.