Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Сергей Чернышев: «Заработать вместе со страной выгоднее, чем в одиночку»

досье Сергей Чернышев Директор Русского института, председатель консультативного совета Управляющей компании № 1. Окончил факультет управления Московского физико-технического института. В 1999 г.

С началом эры активных слияний и поглощений вопрос о том, как увеличить стоимость бизнеса, для российских предпринимателей перестал быть абстрактным. Сергей Чернышев подливает масла в огонь, уверяя, что резкий рост капитализации активов нужен не только и не столько для экономического процветания каждого отдельного предпринимателя, сколько для сохранения государственного суверенитета.

досье
Сергей Чернышев
Директор Русского института, председатель консультативного совета Управляющей компании № 1.
Окончил факультет управления Московского физико-технического института. В 1999 г. стал одним из учредителей Центра корпоративного предпринимательства при Высшей школе экономики.
Автор книг «Смысл», «Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету», «Россия. Собственность. Идея». Последний труд — «Россия суверенная: как заработать вместе со страной».

Почему российские бизнесы дешево стоят
От чего зависит капитализация компании
Как превратить недооцененные активы в машинку для производства капитала

Философ и консультант Сергей Чернышев уверяет, что к осознанию самой возможности управления стоимостью активов мир пришел относительно недавно. До середины прошлого века считалось, что направлять и регулировать процесс капитализации может только провидение. Владелец капитала перед лицом рока был бессилен: проснувшись утром и открыв утренние газеты, он мог узнать, что в результате произошедших за ночь событий, которые он не планировал и на которые никак не мог повлиять, его капитал, например, удвоился или, наоборот, усох. Управлять стоимостью казалось такой же фантастикой, как управлять погодой.

Где у капитала ручка

Ведущие мыслители со времен Платона, включая Фихте, Гегеля и Маркса, давно задавались вопросом, где у капитала ручка с надписью: «Капитализация», которую можно крутить подобно шарманке и заставлять капитал работать согласно желаниям хозяина. На практике этот вопрос встал ребром в Штатах во времена Великой депрессии, когда нация, к 1928 г. производившая более 4 млн легковых автомобилей в год, была ввергнута в разруху и элементарный голод. Судя по тому, что представляют собой США последние 70 лет, найти заветную ручку капитализации американцам удалось.

Сергей Борисович, где же все-таки находится эта «ручка»? От чего зависит стоимость активов?

— Давайте сначала разберемся с самим понятием «капитализация». Это свойство той или иной вещи-актива, находящейся в вашей собственности, работать как капитал, т. е. быть машинкой для производства добавленной стоимости. Я могу купить чайник и построить на нем бизнес, тогда для меня чайник — это средство производства прибыли в придорожной чайной. Чтобы подсчитать его капитализацию, надо ответить на вопрос, сколько денег я могу заработать, используя этот чайник, до того момента, как его разобью, либо поставки чая прекратятся и мне нечего будет заваривать, либо его перестанут пить в той местности, где я живу, либо этот чайник морально устареет и потребуется другой.

Есть такой параметр — Q Тобина, т. е. отношение рыночной стоимости предприятия к рассчитанной по бухгалтерскому балансу стоимости его материального тела. Так вот, на Западе это Q долгие годы было в среднем не больше 0,8. А с середины 1970-х гг. оно вдруг начало резво расти, и, если верить цифрам, приведенным в книге Андриссена и Тиссена «Невесомое богатство», сегодня коэффициент Q составляет уже в среднем где-то 6-7. То есть стоимость предприятий в развитых странах стала резко отрываться от цены их материального тела.

У Coca-Cola материальные активы составляют лишь 2% стоимости компании. Значит, у них Q Тобина и вовсе 50.

— Я нарочно не беру такие компании. У того же Google это Q будет вообще запредельным. Я сейчас говорю о традиционном бизнесе с громоздким вещественным телом, о каком-нибудь заводе с ухающими паровыми молотами и лязгающими блюмингами. Смысл увеличения Q таков, что стоимость самого железа уже вообще перестает интересовать людей. Главное — сколько это железо позволит намыть прибыли за год. При оценке капитализации современных западных предприятий эту сумму обычно умножают на 6-7, так как предполагается, что в среднем можно прогнозировать прибыль на шесть-семь лет вперед, после чего риски становятся непредсказуемыми, и предприятие из-за морального устаревания или смены спроса перестанет быть прибыльным.

А если вы возьмете российский завод, то его капитализация вообще может оказаться нулевой или отрицательной. В 2005 г. РАО «ЕЭС» стоило в два раза дешевле, чем оно приносит за год. То есть рынок почему-то считает, что даже суперблагополучное по нашим меркам РАО больше полугода не просуществует.

Сергей Степашин недавно объяснял секрет низкой капитализации отечественных фондов тем, что в начале 90-х гг. хитрые приватизаторы смухлевали с системой оценок, для того чтобы им досталось все по заниженной цене. И чтобы вернуть нашим активам их истинную стоимость, Степашин предложил пригласить серьезных зарубежных оценщиков и им намекнуть: вот в Италии бизнес, построенный на гидротурбинах того же класса, что и у нас, оценивается в 15 раз дороже, так давайте напишем справку, что наша турбина стоит столько же, сколько в Италии, и все будет хорошо.

Те же Андриссен и Тиссен подчеркивают: мы не сошли с ума, чтобы отдавать оценку стоимости нашей компании на откуп рынку. Мы должны сами подсчитать, сколько стоим, а потом, используя открытую экспертизу, вводя в руководящие органы независимых директоров, публикуя развернутые планы развития предприятия, убедить в этом рынок. На мой взгляд, рынок, конечно, может заблуждаться относительно стоимости активов, но только кратковременно, спекулятивно.

Если в итоге рынок определяет стоимость наших активов, как в таком случае мы можем повлиять на эту оценку?

— Второе значение термина «капитализация» — это сознательная деятельность управленца, нацеленная на то, чтобы взять стоимость активов под контроль и сделать управляемым параметром. Но посмотрите, к примеру, на нынешнее положение гидроотрасли, к которой, будучи членом проектного комитета «ГидроОГК», я имею некоторое отношение. У нас значительная часть гидротурбин выработала все мыслимые нормативные сроки и экономически уже не существует. Здания ГЭС в принципе проектировались так, что при выработке определенного гарантийного срока их нужно останавливать — там замена турбоагрегатов технически не предусмотрена. А если я покупаю бизнес, основанный на генерации, для меня самый важный параметр — точная оценка того, сколько времени эту станцию можно эксплуатировать до выработки ресурса турбин. Человек, который такую турбину покупает, смотрит: по советским стандартам ее уже нет. Просто весной собирается так называемая паводковая комиссия и, осеняя себя крестным знамением, принимает решение: пусть эта штука еще год покрутится, но если что-то случится, стрелочником будет главный инженер.

Наивный вопрос: да так ли уж важно, сколько это советское барахло стоит, если я, например, не собираюсь его продавать? Работает — и ладно.

— Нет, не ладно. Мне, как владельцу, нужны огромные деньги на ремонт и модернизацию, а кредит в банке дают под залог рыночной стоимости турбины. А если моя турбина ничего не стоит? Так что здесь кроется весьма конкретная материальная проблема. Что же нужно сделать для того, чтобы эта несчастная турбина-старушка обрела стоимость? Среди прочего — точно определить оставшийся ресурс и спрогнозировать, как он будет меняться в будущем. Например, наши коллеги из управляющей компании «Волжский гидроэнергетический каскад» инициировали работы по «обклейке» турбин многочисленными микродатчиками, с тем чтобы за год-два наработать статистику и на ее основании составить более-менее точный прогноз. Эта работа затратная и с виду скорее инженерная, нежели экономическая, но она привела к росту капитализации компании.

Ткань капитализации

Главную причину низкой стоимости российских фондов Сергей Чернышев видит вовсе не в варварской приватизации первой половины 90-х гг. и не в изношенности советского промоборудования. Корень зла, по его словам, в порванных цепочках отношений между собственниками активов.

— Наши несчастные бизнесы по сравнению с Западом стоят так мало потому, что капитализация находится не внутри актива, а снаружи: в системе отношений собственника с потребителями — они обеспечивают спрос; с поставщиками — без них вы останавливаетесь и прогораете; со страховщиками — если ваши активы застрахованы, они сразу начинают стоить больше, иногда в разы; с поставщиками кадров, с государственными регуляторами и т. д. и т. п. Чем плотнее эта ткань, чем в большее количество цепочек добавленной стоимости встроена компания, тем выше ее капитализация.

В начале 1990-х гг. российские производственные цепочки, которые долгие годы выстраивались Госпланом и министерст­вами, были разорваны. Почему-то подразумевалось, что их реструктуризацией займется рынок. Но никогда прежде наш рынок не сталкивался с задачей восстановить разрушенные связи постиндустриальных комплексов типа Атоммаша или ракетно-космической корпорации «Энергия». Он в состоянии выстраивать цепочки только в тех случаях, когда речь идет о производстве штанов или помидоров.

Как идея выстраивания цепочек добавленной стоимости выглядит в реальной практике?

— Думаю, многие ваши читатели прекрасно знают, что зарабатывать деньги на проектах лучше, чем в регулярном бизнесе. Рентабельность бизнеса колеблется где-то чуть выше уровня инфляции — там много не заработаешь. А проекты могут давать и 30% роста, и 50, и 150. Что такое проект? Я не говорю про модный ныне project manage-ment , поскольку его стандарты относятся лишь к проектной логистике. Под проектом следует понимать совсем другое — конструирование цепочек отношений между собст­венниками различных ресурсов для производства добавленной стоимости.

Например, у нас есть полудохлый активчик, в соседнем регионе точно такой же стоит в два раза больше, а в Португалии — и вовсе дороже в десять раз. Проект состоит в том, чтобы быстро и энергично довести стоимость нашего актива хотя бы до стоимости соседского. Для этого нужно мысленно разделить свой актив (завод, холдинг) на элементарные производственные бизнес-единицы и оценить их капитализацию. Затем сравнить их с соседними или зарубежными аналогами и в первую очередь взяться за самые недооцененные, потому что именно там наи­больший потенциал роста. Мы наблюдали такую ситуацию в нескольких компаниях. Например, тракторный завод вместо прежних 10 тыс. тракторов в год к концу 90-х гг. с трудом производил и продавал 500, и при этом его капитализация была в районе нуля.

А как они увеличили капитализацию? Модель трактора поменяли, лицензию новую купили?

— Сделали многое, но смысл можно пояснить на одном примере. Михаил Болотин, создатель концерна «Тракторные заводы», предложил стратегию сегментирования конечного спроса и поочередного заполнения сегментов. Платежеспособного спроса на 10 тыс. тракторов уже не существовало, зато некоторые городские хозяйства были способны заплатить за трактор-пылесос для уборки улиц. Но в родном отечестве таковых не производили, а зарубежные аналоги стоили дорого. Болотин предложил рассматривать трактор как трансмиссию с двумя точками съема мощности, на которые можно навешивать специализированные устройст­ва для самых разнообразных работ — от экскаваторного ковша до машинки для стрижки виноградной лозы. Таким образом, разбивая конечный 10-тысячный спрос на сегменты, можно загрузить всю производственную линию. А дальше, выявив точку спроса, они пошли назад — к предложению: стали выяснять, где этот пылесос можно достать. Сначала подобные насадки приходилось покупать за границей, а затем нашли «полуумершие» оборонные заводы, когда-то производившие промышленные пылесосы, и наладили там производство насадок по зарубежной лицензии. И так восстанавливали цепочку в каждом сегменте, чтобы удовлетворить конечный спрос. Ничего сверхсложного в этом нет. Только здравый смысл.

Проблема, наверное, на уровне движущего фактора. Чтобы начать выстраивать цепочки вокруг себя, необходимо принять на себя более важную роль и большую ответственность.

— Этим как раз и отличается бизнесмен от предпринимателя. В моделях нео­классической экономики бизнесмен всю информацию о рынке получает полностью, мгновенно и бесплатно. Ему остается только выбрать: среди поставщиков (при прочих равных) — кто продает дешевле, среди покупателей — кто купит подороже. Это в идеале.

А в реальности собственник выходит со свежеприватизированным заводом на рынок и видит: предложение сырья, станков, комплектующих изделий, нужных его производству, отсутствует и там все заросло мхом да бурьяном. Платежеспособного спроса на то, что завод производит, тоже нет. И тогда бизнесмен кладет зубы на полку, как это и происходило при Великом экономическом кризисе в США.

Предприниматель же использует законы рынка, а не подчиняется им. Он начинает искать тех, кто раньше покупал эту продукцию, идет по их следам, доходит до конкретных потребителей, выясняет, в чем у них проблема (может, они простаивают, или производство перепрофилировали, или не могут получить кредит), и помогает им этот спрос снова восстановить. Точно так же он помогает подняться каждому звену в цепи поставщиков. И так вперед-назад до тех пор, пока не возникнет некая целостность, которая может производить то, на что есть спрос, и покупать то, что обеспечено предложением. Но эта новая целостность — уже не отдельный завод, а множество собственников, которые связаны между собой сознательно спроектированной и осуществленной системой контрактов.

Если грубо обобщить все вышесказанное, вы призываете бизнесменов объединяться?

— Мы никого ни к чему не призываем, бизнес — это же не митинг. Мы скорее подаем сигнал тем, кто своим умом уже дошел до того же: что важно управлять проектами, а не бизнесами, что проектов должно быть много и для них нужен некий конвейер, что каждый проект только кажется абсолютно уникальным и неповторимым, а на самом деле они по сути своей одинаковы. Сейчас все, кто ищет проекты с целью вложить в них деньги или свою компетенцию, т. е. отдельные предприниматели, корпорации, пытающиеся работать в проектном режиме, банки, разнообразные инвесторы, фонды прямых инвестиций, сталкиваются именно с этой проблемой: им приходится работать над каждым проектом как над уникальным и неповторимым. Они вынуждены тратить огромные деньги на высококвалифицированную экспертизу, которая в большинст­ве случаев дает отрицательный результат, и вешать все издержки на немногие состоятельные проекты. На проверку же уходит так много времени, что часть из них в ходе экспертизы просто устаревает. И поэтому инвесторы могут работать только с очень крупномасштабными и долгоживущими проектами — а таких на рынке почти нет.

Весь смысл предлагаемого нами подхода состоит в том, чтобы резко понизить планку масштаба проектов, с которыми можно работать. При использовании единых стандартов резко сокращаются стоимость и время анализа. Так что подзаголовок моей книги «Как заработать вместе со страной» — это не стеб. Когда приватизаторы «отпиливали» от страны кусок, то его капитализация, как и стоимость распиленной страны, падала в сот­ни раз. Почему? К примеру, распилите автогеном автомобиль на кубики размером 10 х 10 х 10 см. Сколько будет стоить каждый кубик? Свалите в кучу — сколько они будут стоить вместе? Гораздо интереснее работать хотя бы с бампером или рулевой колонкой, а еще лучше — с целым автомобилем. Поэтому делать деньги вместе со страной шкурно выгоднее, чем отрывать от нее кусок и потом безнадежно пытаться его куда-то вклеить. Все равно вклеится плохо.

Как страна, как сообщество, мы сегодня представляем собой самый некапитализированный ресурс в истории человечества. С точки зрения пессимиста, мы находимся перед беспрецедентной угрозой нашему суверенитету. Один из основных принципов подлинного соб­ственника — не должно быть бесхоза. Если я, к примеру, хозяин усадьбы и у меня посредине участка торчит забытый полуразвалившийся трактор, в кабинке бомжи живут, а в моторном отсеке барсуки гнездо свили, то ко мне могут прийти и сказать: «Раз ты всем этим не пользуешься, давай мы трактор сдадим на металлолом, а две сотки под ним возьмем у тебя в аренду. А если ты против, то мы сообщим куда надо, что у тебя не только земля заброшена, но и твой бурьян разносит семена по соседским участкам. И тогда тебя вообще могут лишить права на этот актив». И основная опасность для России как раз в том, что мы сидим на колоссальных природных ресурсах, а вокруг нас мир, которому всего этого недостает, и он не может понять, почему мы сами эти ресурсы не осваиваем и не продаем их другим по рыночным ценам.

А оптимизм ситуации в том, что, если какая-то собственность недокапитализирована, значит, у нее колоссальный потенциал роста. И если мы по стоимости наших активов дорастем хотя бы до среднемирового уровня, то с учетом масштаба нашего материального тела автоматически попадем в тройку сверхдержав. А для этого нужно за 15 лет хотя бы догнать по уровню капитализации нынешнюю Португалию, т. е. увеличить нашу стоимость в десять раз.

А если не получится?

— Тогда за нас это сделают другие. Но мы перестанем существовать как суверенное государство.

 

 

Project management — законченный цикл деятельности, имеющий начало и конец, конкретную цель и ограничения по ресурсам, срокам и качеству результата.

 

детали
Три главных признака настоящего капиталиста,
которыми, по мнению Сергея Чернышева, россиянам еще предстоит обзавестись
1Владелец капитала должен обеспечивать его простое, а лучше — расширенное воспроизводство, чтобы иметь средства на поддержание и развитие дела.
2В хозяйстве капиталиста не должно быть бесхоза — это провоцирует окружающих навести порядок в чужих делах.
3Собственник должен быть вооружен, чтобы защищать свое владение от сторонних посягательств любым — силовым, юридическим, моральным, материальным — способом. Тот, кто не знает приемов нападения, не знает и приемов защиты.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.