Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Тимур Горяев: Логика руководителей примитивна — чем больше подчиненных, тем они круче

Тимур Горяев: Логика руководителей примитивна — чем больше подчиненных, тем они круче
Автор фото: Али Ризви. Иллюстрация: unsplash.com

«Люди работают, как папы Карло, бумажки пишут, свет горит допоздна — и ничего не успевают. Сели разбираться — оказалось, мама дорогая, отдел-то ведь не нужен!». Колонка Тимура Горяева на DK.RU.

Экс-владелец «Калины» Тимур Горяев в Екатеринбурге гость редкий. Уже несколько лет он живет в Лондоне и развивает проекты, никак не связанные с косметическими брендами. Недвижимость, виноделие и даже замки с привидениями — список его бизнес-интересов поражает сам по себе.

Недавно Тимур Горяев стал писателем. Из-под его пера вышла книга с говорящим названием «Шпаргалки для боссов» — сборник практических знаний, заметок и наблюдений человека, сумевшего построить стабильный и понятный бизнес в меняющихся российских условиях.

А до книги — в течение почти 20 лет — Тимур Горяев не сходил со страниц деловой прессы города. В изданиях медиахолдинга «АБАК-ПРЕСС» вышли десятки его колонок и интервью. Но большинство — только на бумаге.

Желая исправить эту несправедливость, DK.RU запускает ретроспективный цикл колонок Тимура Горяева — «Записки босса».

Тимур Горяев:

— Я убежден — у управленческого бардака всегда есть своя цена. Если, скажем, в компании матричная система управления, которая, как правило, всегда создает этот самый бардак, то гасить ущерб от такого «недоуправления» можно только продуктом с очень высокой маржой, иначе предприятие быстро разорится.

Эта моя теория еще раз подтвердилась, когда я подумал было купить акции одной очень крупной и финансово успешной компании. Ее руководство честно мне сказало, что в Европе и Америке они ничего толком не зарабатывают, потому что разработка нового продукта там стоит дорого, и только российский и азиатский рынки позволяют компании получать прибыль:

«Мы с вас, папуасов, деньги стрижем, и это покрывает все расходы всех маркетологов во всех странах. Работа управленцев в России стоит копейки, мы стараемся в их работу не лезть, пока маржа высокая…».

«А что же будет дальше?» — спрашиваю я. — «Будущее покажет. Пока то все хорошо». — «Красивые правильные слова мне понятны, но мне неясно, как вы реально управляете компанией. Как это возможно — если вы управляете операциями в России из Стамбула, где на этой должности сидит индус, который отчитывается парню, который работает в Гонконге и ни разу за его пределы не выезжал?».

Старая тупая рабочая органиграмма, где прописано, кто за что отвечает, — намного полезнее. Не верю я в эти сказки — я верю в управляемость: и чем она лучше, тем мне спокойнее и тем больше надежд, что мечта о стратегиях станет былью и результатом. В общем, акции я не купил.

Очень важно, мне кажется, чтобы за рутиной дел управленцы не забывали думать о вещах по-настоящему важных — о стратегии, целях и особенно — о способах достижения этих целей. Я для этого использую эти забавные кубики — органиграммы. Многие считают это заботой отдела кадров — мол, пусть они там у себя чего-то рисуют, а мы тут важным делом заняты — мы руководим. Но лично я все эти годы в кубики играл постоянно. Актуальная органиграмма предприятия всегда лежала у меня на столе, и всегда на ней были какие то почеркушки и пометки.

Органиграмма — это очень живая и полезная штука, особенно если постоянно ее подвергать критическому анализу и атаке — задавать себе одни и те же, по сути, вопросы: как этих результатов мы могли бы добиваться по другому? Что из этой схемы и кубиков можно убрать? Может быть, эти подразделения не нужны? Может быть, без этих людей мы справимся быстрее?

Множество руководителей примитивны в своей логике — они думают, что чем больше под ними подчиненных, структур, отделов — тем они круче.

На самом деле крутизна с этим не связана — крутизна связана только с результатом.

Каждый раз, когда атакуется органиграмма и идет игра в кубики, речь заходит об еще одной «развлекаловке», о втором важном инструменте управленца — должностной инструкции, или, как мы их называли в «Калине», должностном приоритете.

Должностные инструкции должны быть, кто бы спорил. Я несколько раз проводил эксперименты — зачитывал какую нибудь должностную инструкцию, а потом сам на память пытался ее воспроизвести: перечислял все, что я должен делать, если меня приняли на эту работу. Может, я не очень способный, но эти эксперименты мне давались с трудом. Ссылаться на должностную инструкцию, этот скупой документ, очень удобно, чтобы кого-то уволить, но вот объяснить человеку, что он должен идти и делать, — чрезвычайно сложно.

Обычно как бывает — старший товарищ на месте объясняет: «Берешь здесь — несешь туда». Старший товарищ — это, конечно, хорошо, но должна быть унификация —
опять же потому, что должен быть гарантирован результат. Так мы пришли к тому, что «приоритет» должен состоять из максимум трех конкретных результатов, которые сотрудник обязан обеспечить на рабочем месте, причем обеспечить так, чтобы потратить на достижение этих результатов примерно 80% своего рабочего времени. А 20% времени — текущие дела, отчетность, перекуры — все, что угодно.

Когда мы работали над формулировками, у меня в кабинете воспроизводилась одна и та же картинка. Начальник отдела вскакивал и говорил: «Ну что вы! Мои то люди! Какие три результата? Я вот тут набросал — вышло пятнадцать результатов, которые мне Иванов должен обеспечить. И все важно!». Убедить руководителей среднего звена, что на самом то деле ведь ты не можешь с человека 15 результатов требовать за 80% его времени, было непросто.

Все это шло с большим трудом и сопротивлением, но в итоге мы своего добились — за 1,5 года прописали всё.

Начали сверху — определили приоритеты представителей совета директоров, приоритеты начальников подразделений, потом спустились вниз — и в итоге добрались до каждого работника компании, включая дворников и уборщиц.

Так, у главного бухгалтера компании всего один приоритет — «точность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете». Его функционал — отвечать только за это. Приоритет продавца-консультанта — «покупатели довольны качеством и скоростью обслуживания». Точка. У обычного кладовщика приоритета два: «1. Проводки в учетных системах выполнены без ошибок. 2. Акты по выявленным отклонениям составлены в срок и без ошибок». Ни за что больше он не отвечает.

Наконец, должностные приоритеты секретарей мы сформулировали так: «1. Все необходимые встречи организованы и проведены точно в срок. 2. Документооборот обеспечен полно, точно, со своевременным доведением информации до адресата. 3. Поведение и внешний вид сотрудника секретариата является стандартом для всех сотрудников предприятия».

На каждый приоритет есть проверочный инструмент — критерий оценки. У того же кладовщика на два приоритета всего один критерий — количество отклонений и замечаний, которые обычно выявляет ревизия либо руководитель отдела. Людям их работа всегда кажется гораздо сложнее, чем она есть на самом деле. Поэтому формулировки должностных приоритетов должны быть простыми, короткими, точными и доходчивыми.

Человек приходит в компанию — ему сразу говорят: «Ты электросварщик — забудь про все. У тебя только это дело — сварочные работы на участке качественно и в срок». Если к такому работнику обращаются с просьбой, которая никак не связана со сварочными работами, он может и должен посылать. Если с такими же поручениями к нему обращается даже его руководитель — тоже может посылать. Его приоритет — только качественная сварка вовремя, именно так он и будет оцениваться. Сварщик может не подметать двор, когда его заставляют, может не бегать по поручениям — не его дело. «Приоритет» — это очень действенная пилюля в ситуациях, когда людей заставляют делать не их работу.

Пока мы работали над «приоритетами» — сократили огромное количество должностей и ликвидировали один отдел, причем большой и один из лучших.

Удивительно, но потом выяснилось, что от руководителя этого отдела у меня на столе лежала докладная записка с просьбой разрешить расширение штата еще на две должности.

В этой записке все было как полагается — прописано серьезное обоснование для новых штатных единиц, собраны визы и согласования всех руководителей, сделана фотография рабочего времени.

Свет в отделе, как у Ленина, горит допоздна, люди пашут, все в дыму. Казалось, люди работают, как папы Карло, бумажки пишут — и все равно ничего не успевают. Мы решили проверить и сравнили результаты, которые есть, с тем результатом, который должен был быть, — и поняли, что не все сходится. Сели разбираться — оказалось, мама дорогая, отдел-то ведь не нужен.

Типовая же ситуация. Куда ни копни: «Да вы что? Иванова убирать? Да он бесценный сотрудник — мы без него не можем!». Выходит, что Иванов у нас самый загруженный сотрудник. Начинаем копать. Человек, действительно, перегружен: все к нему какие-то бумажки несут, он никому не отказывает, уходит позже всех домой. Но когда мы написали по Иванову «приоритет» (он занял одну строчку) и сравнили его с тем, чем он фактически занимается целый день, — получилась странная картина.

То, что Иванов никому не отказывает, говорит лишь о том, что Иванов молодец, он добрый и бескорыстный человек, но это никакого отношения к тому, что он должен делать на рабочем месте и за что он получает деньги, не имеет. Вообще не имеет.

Самое смешное, что этот «ненужный» отдел дал компании двух вице-директоров — два начальника этого отдела так хорошо проявили себя, что «за ударный труд» пошли на повышение. И никогда даже вопросов ни у кого не возникало — какой конкретно результат вносит этот отдел в продукт компании в целом. Но этот бесхитростный инструмент в виде описания приоритетов позволил в итоге все прояснить.

Материал подготовила Наталья Попкова

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.