Меню

«Однажды нам даже чуть не отключили свет!». Как МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» живет в пандемию

Иллюстрация: архив DK.RU

«Бизнес подкосили не столько нерабочие дни и введение QR-кодов, сколько нежелание граждан вакцинироваться». Интервью Игоря Данилова, гендиректора главной концертно-выставочной площадки Екатеринбурга.

1 декабря Международный выставочный центр «Екатеринбург-ЭКСПО» проводит торжественный вечер в честь своего 10-летнего юбилея. Юбилейным для МВЦ был 2020 год, однако из-за пандемии торжества пришлось перенести.

В преддверии даты DK.RU встретился с генеральным директором МВЦ Игорем Даниловым, чтобы узнать, как выживает event-индустрия в эпоху пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений, с какими результатами центр завершает коронавирусные 2020-2021 гг. и какие мероприятия стоит запланировать на 2022 год представителям деловых и политических кругов.

Игорь Николаевич, хочется начать наш разговор с актуальной темы — нерабочие дни текущей осенью и последовавший ввод QR-кодов. Как отразилась эта ситуация на Уральском регионе и на «Екатеринбург-ЭКСПО» в частности? Были ли меры ожидаемыми или это стало неприятным сюрпризом для вас?

— Естественно, сложившаяся ситуация автоматически отменила или перенесла все запланированные на конец года концерты — окончательно и бесповоротно. «Слетели» мероприятия, которые находились на стадии выхода в продажу. Последним крупным событием в ЭКСПО был юбилейный концерт «Чайф» еще в октябре (прошел, кстати, очень хорошо!).

Декабрь для нас всегда был плотным по загрузке, но сейчас он свободен. В основном это случилось не столько из-за введения QR-кодов, сколько из-за большого количества заболевших. Привычных массовых мероприятий у крупных корпораций тоже не будет: не скрою, мы очень рассчитывали на корпоративы.

Единственный концерт, организаторы которого не испугались, это шоу «Импровизация». Они не сомневаются, что их аудитория привита.

Что касается выставок, то у нас не отменились только В2В-мероприятия. Там участники более ответственные — привиты и имеют QR-коды.

Конечно, конец года вышел не таким, как мы рассчитывали: четвертый квартал будем вынуждены скорректировать по финрезу, но во втором и третьем мы поработали очень близко к плану. К сожалению, не все деловые мероприятия остались в графике: федеральные перенесены практически все, но остались региональные активности. Слава богу, ранее уже прошли наши крупнейшие осенние мероприятия — WorldSkills, Форум 100+.

Это отличный пример того, что крупные мероприятия можно и нужно проводить — даже во время пандемии. Мы живем в этих реалиях и нужно к ним адаптироваться, не ждать, что очередная волна пройдет и будет как раньше. Как раньше уже не будет точно. В ЭКСПО мы все привиты и работаем в штатном режиме.

Это радует. К сожалению, не все наши сограждане настолько ответственны: для появления коллективного иммунитета темпы вакцинации все еще недостаточны. Почему, на ваш взгляд?

— Да, QR-коды — это понятная и правильная тема. Но вопрос как раз в том, что граждане дотянули с прививками до последнего. Я считаю, что если бы прививаться стали с начала года, сейчас мы бы не имели таких проблем.

У нас ведь и среди бизнесменов и топ-менеджеров еще многие не привиты.

Фитнес-индустрия за неделю «ковидных каникул» потеряла 4,5 млрд руб. Ситуация в сферах ритейла, ресторанного и гостиничного сервиса более драматичная. Представители event-индустрии еще не обозначили, во сколько им обошлись «каникулы» и ввод QR-кодов. А понес ли потери МВЦ?

— Если говорить о нерабочей неделе, она на нас не повлияла. Откровенно говоря, от каникул там было три рабочих дня — и это было некритично. Но пандемия сильно сказалась на всей отрасли и нас в частности — это факт. За 2020 г. наш оборот упал более чем на 70%, это даже не в два раза, — это катастрофа!

В этом году ноябрь и декабрь мы планировали совершенно в других цифрах. До ситуации с ковидом были планы грандиозные: к 2021-му мы планировали оборот порядка 1 млрд руб. в год. Сейчас мы планируем, дай бог, через два года вернуться к оборотам 2019-го — около 600 млн руб., и это еще очень оптимистичный прогноз.

Оборот упал на 70%, как же вы это компенсировали?

— Никак не компенсировали. Во-первых, мы сильно сокращались в плане расходов. Единственное, что мы не сократили, это сотрудников. И я горжусь тем, что нам удалось сохранить весь коллектив. На длительный период снизили запрлату. Сокращали все расходы, включая клининг, охрану, экономили на электричестве и даже не включали вывеску.

Позднее мы воспользовались льготным кредитом в 10 млн руб. — на зарплату, поскольку подошли по всем параметрам.

Часть затрат нам покрыл обсерватор, который мы развернули на своих площадях. Он занял 1,5 павильона — это были койки, подготовленные под временное пребывание людей на карантине. Мобильный больничный модуль занимал совсем немного места, в нем были реальные больные. Он был полностью автономным — уже за его стенами в павильоне уже была «чистая» зона. Никакого реального заработка от ковидных мест мы не получили, да такого и быть не могло. Но часть постоянных затрат мы компенсировали.

К сожалению, в 2021 год ЭКСПО вошел с долгами по электричеству, газу, свету — и сейчас постепенно мы их гасим. Никто не предложил нам льготы или особые условия из-за пандемии. Однажды нам даже чуть не отключили свет! Договорились с Энергосбытом о рассрочке выплат, это было достаточно жестко — и с условиями выплат текущих платежей, помимо основного графика. Мы не в обиде, но нам было нелегко.

Сейчас пожарных ситуаций нет, работаем в нормальном режиме. По крайней мере, самые больные места в этом году мы закрыли за счет работы и мероприятий. В следующий год смотрим с оптимизмом, а что еще остается.

Я не знаю, как удалось выжить организаторам концертов: практически все небольшие фирмы ушли с рынка, остались только те, кто смог сменить вектор. Компании живут с трудом, сократили штаты. Крупные компании никуда не делись, многие перенаправились в тот же Дубаи, например, это новая Мекка для современных артистов (фестиваль «Парус» — проводится с 2018 г., прим.ред.). Диверсификация — наше всё в ковидное время.

Учитывая опыт 2021-го, как планируете работу на 2022 год?

— В следующем году планируем провести все перенесенные мероприятия — из тех, что сейчас в продаже. В 2022 г. ИННОПРОМ планирует расширить площадь. Для них этого год также был невероятно тяжелым. «Спорт-аккорд» — серьезнейшее мероприятие, на котором ждут президента. Но, опять же, ясности, что крупные мероприятия состоятся, пока нет. Все замерли в ожидании.

Топовые туры музыкантов, как вы понимаете, на первую половину 2022 г. планировать бессмысленно. Так что крупные концерты в Екатеринбурге возобновятся не раньше следующей осени.

Я думаю, что 2022-23 гг. пройдут полноценно в «реалиях короновируса», и таких скачков, как сейчас с QR-кодами, больше не будет. В январе у нас в стране наверняка случится 70-80% привитых, выработается коллективный иммунитет, с этим мы и будем жить. Я знаю, что сейчас все крупные компании строят свою жизнь исходя из этого (и промоутеры, и крупные артисты). В конечном итоге в моем понимании как обывателя это будет один из вариантов гриппа. С гриппом же мы живем? Это будет просто одна из его разновидностей.

В прошлом году МВЦ отменил новогодние елки. Будут ли они в этом году?

— В этом году будет Елка, которая не прошла в 2020 г. Начнем предположительно 26 декабря. Тема Елки — путешествия. Я понимаю, что это может звучать как насмешка, так как в текущих условиях тяжело путешествовать офлайн. Но мы будем стараться, сделаем знакомство с традициями разных стран. Будет работать парк атракционов, детей от 5 лет ждут два спектакля и отдельный спектакль для самых маленьких.

В этом году очень большую программу мы будем делать на улице. Как и в прошлые годы, здесь расположится каток, но появятся и другие уличные развлечения. Вскоре мы всё подробно расскажем.

Общее количество посетителей мы прогнозируем на уровне 2019 года. В этом году точно будет не меньше. Единственное, что беспокоит, — к сожалению, люди у нас не богатеют. Если раньше кто-то мог себе позволить 2-3 раза за каникулы приехать с ребенком на елку, теперь не факт, что это будет возможно.

Мы стараемся адаптировать все наши предложения и сделать их доступными для максимального количества людей, в том числе это касается зоны фудкортов. 

Раньше Екатеринбург попадал на карту артистов уровня Стинга и The Prodigy. Пандемия уронила наш имидж? Насколько сложно будет для нас вернуться в график стадионных мировых артистов?

— Я думаю, что несложно. За время пандемии мы не сидели сложа руки, а достаточно много общались с зарубежными промоутерами и артистами, и, что самое важное, рассказывали о своей площадке. Дело в том, что площадка начала работать в середине 2019 г., а в 2020 г. все уже было закрыто. Получилось так, что нашу площадку мало кто знает даже из отечественных промоутеров. Поэтому время пандемии мы потратили в том числе на знакомство промоутеров с ЭКСПО — среди них были промоутеры многих западных артистов. Дотянулись до тех, кого раньше не знали. То есть концертов в 2021 г. не было, но было много закулисной работы со звездами первой величины.

И мы показали нашим партнерам, что бизнес строим честными партнерскими отношениями. Поэтому я уверен, что мы не только не утратили позиции, но, и как это ни странно звучит, укрепили.

Приезд мегазвезды — это еще и вопрос тура, в котором она находится, и тут наша задача — быстро встроиться в тур. Мы постоянно следим за зарубежными промоутерами. Как только видим, что где-то начинает наклевываться тур, активно предлагаем: «добавьте Екатеринбург, мы можем дать условия, выполнить все ваши техтребования». Если Москва появится в графике классного артиста, могу сказать, что шанс есть. Увы, по классической логистике Екатеринбург находится далековато. Сценическое оборудование в туре в идеале должно доезжать не дольше чем за 24 часа, и от нас до Москвы фуры так быстро не ездят. Думаю, что для многих артистов Екатеринбург — это предельная точка на карте России.

С другой стороны, для организаторов тура важно и наше уникальное географическое положение. Аудитория очень большая — это и всё УрФО, и даже Большой Урал, включая Уфу и Пермь, так как у них нет таких хороших площадок, как у нас. Например, на открытие ЭКСПО приехали люди из 20 регионов и четырех или пяти стран. Да, дело было и в уникальных артистах, но это живой пример того, что к нам довольно легко добраться.

Сейчас ситуацию с зарубежными артистами обостряет COVID-19, так как часто артисты — люди с тонкой душевной организацией. Свежий пример: на нашем юбилее должен был выступать итальянец Марио Бионди, он подтверждался до самого начала ноября. Но для всех приезжающих итальянцев из России у них ввели пятидневный карантин. Не знаю, кто и что ему наговорил, но артист сказал, что боится сюда ехать. Иностранцам ситуация в России преподносится искаженно: газеты напишут, что «люди мрут, по улицам ходят и умирают в обнимку с медведями» — и всё, артист не едет. Что с этим сделаешь?

Многие артисты уровня Мадонны, увы, приципиально никогда не ездят в Россию. А Крым ли в этом виноват или ваши западные коллеги-журналисты, сложно судить.

Кстати, о юбилейном мероприятии. Оно ведь тоже не отменяется — и случится уже буквально на днях.

— Юбилейным у нас был 2020 год, но все так сложилось, что шансов отпраздновать просто не было. И мы решили отметить юбилей в 2021-м, поскольку это хорошее, красивое событие, а людям хочется куда-то сходить, надеть вечернее платье и пообщаться с приятной аудиторией, послушать хорошую музыку. Будут некоторые сюрпризы, о которых станет известно на самом мероприятии.

На самом деле, уже сейчас мы получаем достаточно хороший отклик и обратную связь: бизнесмены и топ-менеджеры, с которыми традиционно сотрудничает МВЦ, подтверждают визит, им это интересно. Приглашения приняли губернатор и глава города, они тоже позовут своих гостей. Выступит замечательный джазовый артист Игорь Бутман, которого с удовольствием воспримет публика.

Мы готовим красивое светское мероприятие, зовем коллег из Москвы и Санкт-Петербурга, зовем все концертные ассоциации и лидеров рынка. Хотим пообщаться с ними в неформальной обстановке и сделать работу на дальнейшие перспективы, чтобы профессионалы рынка вживую увидели площадку.

Вы сказали, что МВЦ сотрудничает с бизнесом. В чем заключается сотрудничество? 

— Во-первых, бизнес приходит к нам с запросом на площадку — для проведения корпоративных мероприятий самого разного формата, от корпоративного праздника до встреч совета директоров и онлайн-совещаний. Наша площадка позволит провести событие любого формата.

Есть и партнеские отношения — интеграции в существующие наши мероприятия. Например, это может выглядеть как отдельные ложи для гостей компании-партнера. Всё индивидуально: отталкиваемся от профиля бизнеса и его интересов.

Желаем удачного мероприятия! И последний вопрос — ваш управленческий лайфхак. Как выдержать стресс и мотивировать команду в условиях кризиса?

— Это были очень тяжелые два года. После такого любое мероприятие для команды — настоящий праздник, искренняя радость. Подготовка часто доставляет стресс, чуть ли не до слез, но когда видишь результат труда — наступает эйфория. Особенно когда вы имеете такие большие промежутки меду концертами, как в пандемию. Теперь сами мероприятия — это мотивация.

У меня собралась команда единомышленников: то, чем мы занимаемся, мне искренне нравится — и команде тоже. Я даже в отпуске продолжаю думать о развитии и провожу рабочие встречи. В таком же ритме живут и наши топ-менеджеры, и ключевые специалисты.

Новое направление, которое мы активно развиваем — ротируемые деловые международные мероприятия, и я вижу в этом огромную перспективу. Этот сегмент в России практически не охвачен до сих пор. Много нюансов, много инсайтов в связи с этим для себя открываем. Глаза горят за счет интереса к работе!

Я искренне считаю, что у нас есть где проявить креатив любому талантливому специалисту. А еще мы всегда поддерживаем друг друга. Хочется думать, что здесь есть и моя заслуга как руководителя.

Фото в тексте: предоставлены МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО»