Меню

«В состоянии постоянной турбулентности». Туристический рынок выбрался из ямы 2020 г.

Автор фото: Мария Коновалова. Иллюстрация: DK.RU

2021-й стал временем тяжелого подъема для тех, кто сумел удержаться на плаву. Спрос еще не достиг допандемийного, зато цены выросли на 20-30%. При этом агентства уверены в светлом будущем — почему?

Участники туристического рынка отмечают, что в этом году, до появления омикрона, они наблюдали на рынке выездного туризма стабильный подъем, несмотря на рост цен в среднем на 20-30% по сравнению с 2020 г. Как ни странно, но пандемия в каком-то смысле поспособствовала развитию туризма, хотя без потерь не обошлось. DK.RU спросил у участников рынка, как они пережили 2021 г.

Директор туристической сети «Тур24» Максим Костенков ставит туристическому бизнесу уверенную четверку по пятибалльной шкале.

Я не готов назвать этот год таким провальным и катастрофическим, как 2020-й. Хотя уровня 2019 г. мы еще не достигли. В целом тому, как мы отработали, можно поставить «хорошо». Этому способствовало то, что с лета началось постепенное открытие границ. Вслед за Турцией хорошо «полетел» Египет. Для туризма положительную роль сыграло и то, что открыли прямые рейсы из Екатеринбурга в Доминикану, — рассказал эксперт.

Ольга Гуляр, директор туристического агентства «Зима-Лето», считает, что подъем в 2021 г. начался в том числе и потому, что с рынка ушли более слабые игроки и конкуренция снизилась: «Кроме того, что поддерживают постоянные клиенты и есть доверие к бренду, помог уход многих конкурентов с рынка. Кто-то себя некрасиво показал — все эти возвраты и переносы… Кто-то обанкротился. За счет этого у нас стало больше клиентов из сегмента «совет друга».

Основной тенденцией пандемийного периода можно считать короткие сроки бронирования — туры покупают в основном за месяц или полтора до вылета. Такого, чтобы купить зимой путевку на лето, уже нет. Эксперты связывают это с тем, что сейчас никто не уверен в завтрашнем дне.

«Последние два года мы живем в состоянии постоянной турбулентности. У нас нет горизонта планирования. Дальше, чем на месяц вперед, прогнозировать невозможно. Это стало нормой жизни. Случаи, когда люди приобретают летние путевки зимой, буквально единичны», — поделился наблюдением Максим Костенков.

Екатерина Волкова, директор екатеринбургского бюро международного туризма «Спутник» отмечает, что спрос на массовые направления был стабилен до тех пор, пока не появился новый штамм Covid-19.

В этом году продаж у нас на 20-30% меньше, чем до пандемии. Мы достигли бы уровня 2019-го, если бы не появился омикрон. Из-за него «просели» ноябрь и декабрь. Большим спросом наравне с Турцией, Египтом и Доминиканой летом традиционно пользовались Греция и Кипр, — пояснила Екатерина Волкова.

Чтобы улучшить ситуацию с продажами, агентства предлагают клиентам различные преференции. Например, чтобы не рисковать большой суммой денег, можно забронировать тур на лето с минимальной предоплатой — 3000 руб. при стоимости тура 150 тыс. руб. Некоторые компании применяют кэшбэк.

Ольга Гуляр отметила, что цены в этом году выросли на 20-30%, но это не отпугивает клиентов. Наоборот, она считает, что пандемия научила людей любить жизнь: люди готовы лететь на отдых за любые деньги. Это дает надежду, что следующее лето будет удачным, и продажи стартуют сразу после Нового года.

Какая бы ни была цена, большинство людей хотят отдохнуть. При этом чем раньше вы забронируете тур, тем интереснее будет цена и выбор отелей. Инфраструктура очень важна для семейного отдыха, поэтому большинство отелей будет забронировано уже весной. К лету, как правило, остается нераспроданным то, что уже никому не нужно — либо сильно дорогое, либо сильно дешевое и некачественное. После новогодних каникул ждем роста продаж, — предположила Ольга Гуляр.

В целом игроки туррынка считают, что самое плохое уже позади. Правда, отмечают, что, делая такие выводы, полагаются больше на интуицию, чем на реальные предпосылки.

Ранее DK.RU рассказывал о трудностях, с которыми столкнулся туристский бизнес в России. Например, Альбина Гайфулина, владелец турагентства JAM Travel, поделилась мнением, что российский туризм вернулся к уровню 2000-х, когда отдых на море был доступен только богатым.

В условиях, когда выездной туризм был закрыт, стал развиваться туризм внутренний. Россия открылась для граждан во всей красе. Оказалось, что даже в соседней области можно найти много интересного и увлекательного.

Материал подготовила Татьяна Юстус