Меню

Российский, но не очень. Sukhoi Superjet 100 рискует «быть прикован к земле» уже c осени

Авиакомпании предупреждают о проблеме с техподдержкой моторов Superjet. В ОАК говорят, что самолеты встанут скорее «по причине отсутствия прозаичных вещей: колес и тормозов, датчиков и клапанов».

Российские авиакомпании, которые эксплуатируют Sukhoi Superjet 100, заявили о риске приостановки полетов. Возникли проблемы с ремонтом двигателей этих самолетов, эксперты говорят даже про «остановку парка».

Юрий Лапин, генеральный директор компании «ИрАэро», сообщил главе Иркутской области Игорю Кобзеву, что из-за санкций ЕС и США авиакомпании, эксплуатирующие отечественные лайнеры Superjet не могут обеспечить ремонт и поддержание технической годности российско-французских двигателей SaM146, что в краткосрочной перспективе может привести к «остановке парка» Superjet. Об этом пишет РБК, ссылаясь на копию письма Лапина руководству региона, источник в «ИрАэро» подтвердил информацию.

Менеджеры еще трех авиакомпаний, в парке которых есть Sukhoi Superjet 100, также заявляли о проблемах с обслуживанием моторов после введения санкций Евросоюза. Один из них заметил, что, если техподдержка моторов не улучшится, его авиакомпании придется остановить перевозку пассажиров на этих самолетах уже осенью 2022 г.

Юрий Лапин для решения проблемы просит главу Иркутской области Игоря Кобзева предложить правительству страны передать все полномочия по ремонту моторов и отгрузке запчастей для них Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; входит в госкорпорацию «Ростех»).

Проблема в том, что турбовентиляторные двигатели SaM146 для Superjet производит компания PowerJet — совместное предприятие французской Safran Aircraft Engines и «ОДК-Сатурн» («дочка» ОДК). Причем одни части мотора производятся и ремонтируются во Франции, другие — в России. Услуги по послепродажному обслуживанию двигателей также предоставляет PowerJet.

Читайте также: «Уральские авиалинии» переводят самолеты в Россию, а сотрудников — в режим «простоя»

Из-за санкций PowerJet приостановила действие договоров с «ОДК-Сатурн», запретила ей отгрузку российским компаниям любой продукции, даже моторов, находящихся в ремонте в России. Из-за этого «дочка» ОДК отказывается принимать на ремонт двигатели Superjet.

«ИрАэро», у которой в парке семь таких самолетов, уже не хватает четырех двигателей. Иркутская авиакомпания не может получить даже оплаченные запчасти, находящиеся на складе «ОДК-Сатурн», так как они принадлежат PowerJet, указывает Лапин. Еще минимум две российские авиакомпании не могут забрать моторы после ремонта во Франции, сообщили РБК их менеджеры.

Superjet, скорее всего, прекратят полеты не из-за проблем с техподдержкой моторов, а «по причине отсутствия таких прозаичных вещей, как колеса и тормоза, различные датчики и клапаны», добавил источник, близкий к ОАК. Если проблема не будет решена, то до конца 2022 г. «к земле будет прикована» половина парка Superjet.

Самолеты Superjet используются авиакомпаниями с 2011 г., в максимальной компоновке они перевозят 103 пассажиров. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2019 г. такими самолетами перевезли 5,7 млн человек, или 4,4% от общего пассажиропотока всех авиакомпаний России.

Сейчас в России в эксплуатации около 150 Superjet, заявлял в конце марта 2022 г. министр транспорта Виталий Савельев. По данным Росавиации, на них летают 11 российских компаний: «Россия» и ее материнская компания «Аэрофлот», «Азимут», «Газпром авиа», «ИрАэро», Red Wings, авиапредприятие «Северсталь», «Якутия», «Ямал», специальный летный отряд «Россия» и МЧС.

Виталий Савельев заявлял, что в 2022 г. именно на Superjet должна лечь основная нагрузка по выполнению международных рейсов. Напомним, после начала спецоперации в Украине и введения санкций, зарубежные лизинговые компании стали требовать от российских перевозчиков вернуть им самолеты Airbus и Boeing, которые до последнего времени выполняли основные перевозки в России и за ее пределы. Сейчас при перелетах за границу есть риск ареста иностранных самолетов по требованию лизингодателей. По состоянию на 22 марта перевозчики (среди которых «Победа», S7 и Nordwind) лишились таким образом 78 машин (около 10% от всех иностранных самолетов в России), уточнял глава Минтранса.

Ранее на DK.RU: США запретили «Аэрофлоту», Utair и Azur Air экспортировать запчасти