Меню

Сети X5 Group, «М.Видео» и re:Store приостанавливают открытие новых магазинов

Кризис в экономике вынуждает сети снизить капитальные расходы. Ритейлеры переключаются на реорганизацию команд, отвечающих за создание новых направлений бизнеса.

Крупные игроки рынка ритейла, включая X5 Group, «Вкусвилл» и «Азбуку вкуса», приостанавливают открытие новых точек и реорганизуют команды, отвечавшие ранее за создание новых направлений бизнеса. Открытие новых точек приостановили и непродуктовые ритейлеры, например «М.Видео-Эльдорадо» и Inventive Retail Group (управляет фирменной розницей re:Store, Samsung и др.).

Так, X5 Group переформирует отдел развития сети «Перекресток», сообщает Коммерсантъ. Часть сотрудников будет заниматься другими актуальными для группы направлениями. Один из попавших под сокращение сотрудников отдела сообщил изданию, что X5 Group вообще расформировала всю региональную команду развития. В компании пока опровергают это заявление, утверждая, что «приостановили до конца апреля программы открытия и реконструкции магазинов для пересмотра капитальных инвестиций на 2022 год».

Во «Вкусвилле» заморозили часть проектов и сосредоточились на направлениях с краткосрочным результатом. Освободившихся сотрудников перераспределят на другие задачи. В «Азбуке вкуса» продолжают реализовывать проекты, которые к началу кризиса уже были на высокой стадии готовности, но новые приостановили:

Мы незначительно сокращаем открытие новых точек, поэтому на персонале это не отразилось. Из-за кризиса мы отказались от планов открыть до 1 тыс. магазинов в этом году и сокращаем более 80% персонала, занимавшегося поиском помещений и их проектированием для новых точек продаж, — утверждает менеджер компании. 

Глава департамента ритейла CBRE Марина Малахатько считает, что отправной точкой на рынке торговой недвижимости станет июнь:

Если геополитическая обстановка продолжит обостряться, зарубежные ритейлеры не смогут наладить логистику и организовать движение денежных средств со своими головными офисами. Тогда они начнут сокращать присутствие или окончательно уйдут из страны. Это приведет к освобождению до 40% торговых площадей, что избыточно для российских сетей.

Отметим, изменения на рынке начались уже в феврале-марте. Участники говорят, что условия работы существенно изменились у всего российского ритейла. Кризис сопровождается колебанием спроса, изменением цепочек поставок, ценовых условий закупок и ростом стоимости финансовых ресурсов для бизнеса. Из-за кризиса большинство ритейлеров снижают все связанные с капитальными расходами и операционными затратами издержки. Из-за роста расходов на ремонт и закупку оборудования крупные ритейлеры пересматривают программы реновации существующих объектов и ограничивают инвестиции в открытие новых. Эксперты считают, что вскоре ряд региональных сетей начнут испытывать проблемы, что позволит федеральным сетям получить освободившиеся крупные лоты объектов недвижимости. Контроль над готовыми объектами региональных сетей позволит избежать проблем с нехваткой оборудования и возросших затрат на строительные материалы и отделку.

Ажиотаж в магазинах, возникший на фоне санкций и падения курса рубля в начале марта, постепенно спадает. Но цены на продукты и товары повседневного спроса до сих пор остаются одной из главных тем для обсуждения. А зарубежные компании одна за другой продолжают выступать с заявлениями о приостановке своей работы в России. Своим мнением о том, как ситуация будет развиваться дальше и как ритейл будет реагировать на снижение платежеспособности населения, с DK.RU поделилась доцент кафедры логистики и коммерции Уральского государственного экономического университета Светлана Царегородцева.