Меню

В России появится новый перечень товаров первой необходимости. На этот раз — детских

Производители просят государство о стимулировании спроса на детские товары через адресную поддержку семей — по аналогии с президентскими школьными выплатами в августе 2021 г.

Производители детских товаров предложили сформировать список продукции первой необходимости в своей отрасли, пишет газета Известия со ссылкой на письмо Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), направленное в Минпромторг. В перечень следует внести продукцию для новорожденных (белье, конверт, подгузники, спальные принадлежности), одежду и обувь для детей, кремы и бытовую химию, детскую мебель, школьные принадлежности и игрушки — именно эти позиции «охватывают базовые потребности детей с учетом этапов их взросления».

Расходы на эти товарные группы относятся к категории необходимых для удовлетворения основных жизненных потребностей и поддержания качества жизни людей, их материального благополучия в целом, — указывается в письме.

В условиях новой реальности АИДТ предложила наладить в России производство полного цикла этих детских товаров, отметив, что сейчас по ним на отечественные компании приходится менее 30% рынка. Для этого государство должно поддерживать таких изготовителей.

Также в письме предлагается проработать вопрос о стимулировании спроса на детские товары. Например, ввести адресную имущественную поддержку семей, как это было в августе 2021 г., когда состоялись президентские школьные выплаты. Тогда граждане потратили 203,2 млрд руб. сверх обычных сезонных покупок. Практически вся эта сумма сложилась из средств адресной поддержки, подсчитали в АИДТ.

Добавим, что правительство уже признало значимость списка детских товаров первой необходимости. В июле 2022 г. Минпромторг и другие ведомства должны представить доклад с таким перечнем. Однако как именно будут использовать такой перечень продукции, пока не сообщается.

Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН, ставит под сомнение необходимость формирования подобных списков. По его словам, если в условиях рыночной экономики освобождается какая-то ниша, то ее тут же займет другой бизнес — без каких-либо списков и господдержки:

Вы можете себя представить, что у нас внезапно пропадет мыло? Нет, сегодня в условиях конкуренции это просто невозможно. У бизнеса очень гибкий подход.

Списки товаров первой необходимости в России уже существуют. Есть перечень социально значимых продуктов — картофель, масло, мясо и др., всего более 20-ти. Правительство следит за ценами на них и в случае роста имеет право их зафиксировать. А в период пандемии был сформирован так называемый «тревожный список», куда вошли товары первой необходимости, например, мыло и туалетная бумага. Магазинам, которые продавали позиции из этого перечня, разрешали работать даже в периоды «нерабочих дней».

Кроме того, существует список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Как напоминает г-н Николаев, критерий локализации производства в России к ним не применяют.

Ранее на DK.RU: Половина товаров в России продается по «желтым ценникам». Покупательская активность падает

Читайте также: Падение «сверхкрупных». ТЦ к концу года опустеют на треть