Меню

Как я провел лето в России. Маршрут Урал — Магадан. Опыт Вячеслава Пестрикова

Иллюстрация: Личный архив Вячеслава Пестрикова

DK.RU продолжает исследовать оригинальные маршруты внутри России. Автомаршрут по следам русских золотоискателей рассчитан на опытных туристов. В материале карта, фотографии, полезные контакты.

Путешествовать по Сибири на автомобиле в отпуске не получится — слишком большие расстояния. Зато здесь неплохо развито авиасообщение, поэтому до крупных городов лучше добираться самолетом, а там уже брать напрокат автомобиль.

Директор АНО «Лаборатория внутреннего туризма», сооснователь сообщества автопутешественников Ural Travellers,  Вячеслав Пестриков рассказал DK.RU, на что можно посмотреть в Сибири, как добраться до самых интересных и непопсовых достопримечательностей, как организовать ночлег и переправы через сибирские реки. Однако такое путешествие, по его словам, — это проверка на прочность и себя, и автомобиля.

Маршрут, о котором он рассказал, — тематический, цель — найти и посетить места, где можно развивать промышленный туризм. Маршрут готовили и проходили две команды профессиональных путешественников «Градусы открытий» и Ural Travellers. Общая протяженность пути на автомобиле 4,5 тыс. км, время в пути — 23 дня.

Зачем вы поехали в Сибирь и почему выбрали именно этот маршрут?

— Идеологами экспедиции была команда «Градусы открытий». Наша поездка была не просто отпуском, это была экспедиция, посвященная истории золотодобычи на Дальнем Востоке. Задача — собрать материалы, рассказывающие об истории добычи, геологоразведке времен СССР, современных технологиях производства, а также роли золота в жизни страны и каждого человека. Также мы побывали на Куранахском и Наталкинском месторождениях компании «Полюс», чтобы рассказать, как сейчас устроена золотодобыча и что стоит посмотреть в этих регионах.

У сообщества автопутешественников «Ural Travellers» за плечами уже есть опыт организации тематических поездок. У нас была серия выездов по книгам писателя Алексея Иванова, цикл путешествий «По следам железных караванов», «Открытые экспедиции по наследию Демидовых» и т.д. Поэтому в экспедиции «Золото открытий» участник «Ural Travellers» оказался не случайно — выдался отличный шанс применить собственные знания на деле.

Когда я собирался в это путешествие, то прочитал у одного коллеги-путешественника фразу: «Нельзя говорить, что ты знаешь эту страну, не пройдя через ее восточную часть. И только преодолев этот путь, ты начнешь кое-что понимать про нее и про людей, которые тут живут». Мы проехали на автомобилях от Читы до Магадана более 4500 км за 23 дня. Никак иначе, кроме как «вызов самим себе», это путешествие не назвать.

Через какие города вы проезжали?

— Маршрут был продиктован тематикой путешествия. Поэтому мы обошли стороной некоторые попсовые достопримечательности. Стартовали из Читы. Туда прилетели на самолете кто откуда. Дальше на автомобилях по федеральной трассе «Амур» до Сковородино, откуда на север, на федералку «Лена». Через Тынду и мимо Нерюнгри в Алдан. Потом — до Якутска с заездом на Ленские столбы. Затем по федеральной трассе «Колыма» в направлении Магадана с заездом на Наталкинское золоторудное месторождение. А оттуда напрямую в Магадан и окрестности.

С чем связаны основные сложности маршрута?

— Амурские волны. Так называют неровности дорожного полотна на федеральной трассе «Амур». В этих краях очень большие среднегодовые колебания температур и асфальт имеет обыкновение просаживаться. На выходе получаем участки с волнообразным покрытием.

Особого внимания заслуживают переправы: великая река — это совсем другая жизнь, другая энергия, другое ощущение себя. За время путешествия мы переправлялись дважды — через Лену и Алдан. Это, конечно, тот еще аттракцион с точки зрения организации. Никакой Гугл тут не поможет, только собственная коммуникабельность, сарафанное радио и скорость реакции. Так, можно половину утра простоять в одной очереди, а паром в итоге пришвартуется к соседнему причалу, и надо будет гнать всей толпой туда.

Но сама переправа — это очень круто. Особенно на закате. Алексей — хозяин частного парома (+79248644990). Если вдруг не будете успевать на паром (например, поздно приедете) — набирайте Алексею и он перебросит вас на другой берег Лены за фиксированную сумму в 6 000 руб. (хоть в 3 часа ночи).

Какие достопримечательности, по-вашему, самые нетривиальные?

— «Царство вечной мерзлоты» — туристический комплекс недалеко от Якутска. Это самая популярная местная достопримечательность. Какие только тревел-шоу сюда ни приезжали! Но это действительно прикольное место. Особенно учитывая, что на улице наверху больше 40 градусов жары. Музей находится прямо в горе недалеко от города. Открыли его в 2005 году в бывших хранилищах замороженного белкового продовольствия. Температура внутри от минус 4 до минус 10. При входе дают утепленные ботинки, накидку и каску. Шапка и перчатки — за отдельную плату (но они очень красивые, с логотипом музея). А еще внутри экспозиции есть ледяная горка, по которой можно съехать. Даже взрослым и серьезным. Адрес: Вилюйский тракт, 7 километр, 1. Цена входного билета — 500 руб.

Двоякое ощущение осталось от посещения Ленских столбов. В выходной день — куча народу. Как у нас в Оленьих ручьях, а то и больше. Чтобы сфотографироваться на смотровой площадке, мы с командой прождали в очереди 15 минут. За это же время мы Лену переплыли. Но есть лайфхак. Можно проплыть вдоль Ленских столбов на моторке. И вот это уже совсем другие ощущения. Полезный контакт: Александр в Еланке (+79142301414). Можно ему позвонить и договориться по лодкам до столбов.

Очень крутая природная достопримечательность Якутии — песчаная дюна на Лене напротив Еланки. Называется тукулан (так называют развеиваемые песчаные дюны, внешне напоминающие барханы). Там их несколько, но мы выбрали самый большой. Добирались на лодке, потом пешком по болоту, потом по хвойному лесу и, наконец, дюна. Дальше — по песку наверх. Оттуда открывается панорама на основную часть дюны, береговой лес и Лену с противоположным берегом. Здесь ночевали в палатках. Координаты: 61.247366, 127.866717

Знаменитое место в этих краях кафе «Куба» на трассе «Колыма». Во-первых, это чуть ли не единственное кафе на несколько сотен километров. Во-вторых, рядом с кафе находится заправка. Есть 92-й и дизель. В кафе же кормят достаточно вкусно. За кассой и на раздаче — двенадцатилетний мальчуган, сын хозяйки. Справляется хорошо. Внутри есть вай-фай, на входе огромный пушистый кот.

Кадыкчан — поселок-призрак. Это была первая достопримечательность Магаданской области на нашем пути. Он появился на карте в 1943 г. Строили заключенные, среди которых автор «Колымских рассказов» Варлам Шаламов. Поселок жил добычей угля. В 1996 г. на шахте произошла трагедия, унесшая жизни шести шахтеров. После этого Кадыкчан начал угасать. Последние жители покинули поселок в 2010-м. Сейчас, по данным Википедии, в Кадыкчане живет три человека. Мы поставили палатки на крыше бывшего колледжа. Ужинали внизу, чтобы не таскать еду на крышу. Тем временем с другой стороны здания то ли те самые местные жители, то ли приезжие с помощью крана собирали металлолом.

Точка отсчета — одна из самых популярных локаций на берегу Охотского моря в Магаданской области — точка, куда в 1928 году высадилась Первая Колымская экспедиция под руководством Билибина и Цареградского (по сути, вся современная золотодобыча на Колыме началась с этой даты). Ехать от центра Магадана около 40 минут. Последние пару километров — это грунтовка вдоль берега Охотского моря. На обратном пути остановились на панорамной точке, с которой проглядывается мыс Нюкля и Тауйская губа. Здесь одновременно можно видеть и море, и скалы, и сопки.

Изюминка и цель нашего путешествия — месторождения золота. Побывать в местах, где добывается легендарное золото Колымы, может не каждый. Но для нас это было очень важно. Ведь, как я уже говорил с самого начала, — у нас было тематическое путешествие, посвященное именно истории этого драгоценного металла, людям, связавшим жизнь с золотом, и технологиям его добычи. Мы побывали на двух месторождениях компании «Полюс»: Куранахском и Наталкинском. Промышленный туризм — это так же захватывающе, как смотреть на мир с вершины горы.

Что вы можете сказать о гостеприимности местных жителей?

— Люди, которые встречаются в пути, важны. От того, какие они, зависит многое. Вообще путешествие — это повод скорее полюбить людей, нежели наоборот.  Какие замечательные ребята помогали нам с ремонтом машин! Оленеводы — это вообще космос, другая вселенная. Но для меня это путешествие запомнится знакомством с издателем Павлом Ждановым. Он создал в Магадане издательство «Охотник». Это офигенная детская литература с иллюстрациями невероятных художников. Причем топовых и абсолютно гениальных. Мне бесконечно нравится Игорь Олейников. Огромный массив информации и книг нон-фикшен про территорию, исследования, биографии и прочее.

Сам Павел Юрьевич (Жданов) очень крутой. Мы практически спонтанно решили зайти к нему в издательство, просто позвонили и договорились о встрече. Поговорили и о Колыме, и о золоте, и о литературе, и истории, но в итоге, наверное, все-таки про саму жизнь. А узнал я про это издательство, когда мы зашли в школу во время одной из наших остановок. Увидел в школьной библиотеке необычную детскую книгу с иллюстрациями Олейникова и посмотрел, кто издал и где. Так путь привел нас в издательство «Охотник».

И вот мы, наполненные знаниями, которые мы набирали в ходе подготовки к экспедиции, во время нее самой, да за всю свою жизнь, сидим и разговариваем про это про все и тем самым подводим самую лучшую черту под нашим путешествием. Лично для меня здесь сошлись множество дорог и путей.

Как в дороге было с жильем?

— В принципе, всегда можно выбирать: отдыхать дешево и сердито или подороже и покомфортнее. Эта территория тоже в большинстве своем предоставляет возможность выбирать. Мы снимали хостелы и квартиры, а также ночевали в палатках.

Как вы организовали питание?

— В Чите мы закупились продуктами на все время экспедиции. Готовили сами много. Но и периодически ели в кафе. Что касается заведений общепита, то в большинстве своем попадались вкусные. Да, ждать сервиса «Савоя» в придорожном кафе не приходится. И хорошо, когда там просто чисто и вкусно. Но есть и очень достойные кафе и рестораны с разнообразной кухней, в том числе и местными деликатесами из морепродуктов.

Сложно путешествовать большой компанией, сколько вас было?

—— Мы проехали на автомобилях 4 700 км. Это был путь самурая. В такое путешествие отправится не каждый, и не всякого возьмешь с собой. Потому что это реальное испытание и для человека, и для техники. Конечно путешествие на собственном автомобиле — это отдельный вид удовольствия, но мне кажется, что более простой вариант есть. Здесь довольно неплохо развито авиасообщение и можно спокойно передвигаться между точками всего Дальнего Востока и восточной части страны. И брать авто в аренду. Это отнимет меньше сил и времени, нежели пропилить из Екатеринбурга 8 тыс. км. Только на дорогу уйдет больше половины отпуска. А, может быть, и весь.

Мое личное мнение таково, что путешествия случаются только тогда, когда с тобой «твои» люди. Нас было восемь человек. Очень разных. Но мы дышали одним воздухом на протяжении всех дней экспедиции, смотрели в одном направлении. Такое путешествие — это большое испытание на прочность, так или иначе будут случаться ситуации, где человек проявит свое истинное лицо. Так вот мы в таких ситуациях друг друга не разочаровали.

Вся подробная информация есть в соцсетях команды «Градусы открытий» . Если соберитесь в те края, то почитайте ребят. Это будет полезно. Даже если маршрут и задачи путешествия будут другими.

Фото предоставлены Вячеславом Пестриковым.

Маршрут показан на гугл.картах.

Читайте также на DK.RU: Как я провел отпуск в России. С Урала на Каспий — опыт Андрея Ермоленко.