В четыре раза в 2024 г. выросли активы банков, интегрированных с маркетплейсами
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила, что активы Озон Банк, Яндекс Банк и Вайлдберриз Банк составляют 0,2% всей банковской системы России, но в прошлом году они выросли вчетверо.
Активы интегрированных с маркетплейсами банков значительно увеличились за 2024 г., сказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе выступления на международной конференции Data Fusion.
Глава регулятора отметила: «Мы видим, что маркетплейсы покупают банки — не очень большие, активы этих банков составляют 0,2% активов всей банковской системы, но в прошлом году они выросли в четыре раза», и добавила: «То, что маркетплейсы стали покупать банки, означает — их что-то не устраивало в том партнерстве, которое банки предлагали», передает «Интерфакс».
Также Эльвира Набиуллина подчеркнула, что «ни банки, ни маркетплейсы пока не могут понять, то ли они партнеры в этой системе, то ли это будет жесткая конкуренция». По словам главы Центробанка, площадки e-com «пытаются идти в иные сервисы, кроме финансов, хотят еще где-то заработать, становятся экосистемами. Мы видим, что маркетплейсы все больше проникают в финансовую сферу» и подчеркнула, что клиенту «важно в один клик не только оплатить товар, но если у него не хватает денег, например, взять кредит», и такое «взаимопроникновение обязательно будет продолжаться».
Председатель ЦБ РФ указала, что роль регулятора «создать условия для развития платформенной экономики, не ограничить инноваторов, но наоборот, создать им условия». Среди принципов регулирования деятельности маркетплейсов Эльвира Набиуллина назвала сбалансированность, сервисную нейтральность, мониторинг финансовых рисков и аудированную отчетность, а также операционную надежность, в том числе при защите данных, и переход площадок к отечественному программному обеспечению.
Также она сказала, что для функционирования маркеплейсов «нужны единые понятные и прозрачные правила», в ином случае правила все равно появятся, «но они могут не быть справедливыми, и от такого положения вещей могут страдать слабые стороны — поставщики и клиенты. Их права надо защищать».
Напомним, что, по данным аналитиков Frank RG, маркетплейсы, которые интегрировали банки в свои приложения, растут быстрее традиционных банков, в прошлом году рост составил 60% к 2023 г.
Озон Банк, Яндекс Банк и Вайлдберриз Банк выпустили в 2024 г. 57 млн электронных кошельков и карт — в 2,3 раза больше, чем годом ранее. По прогнозу, в 2025 г. эти три банка выпустят еще 86 млн карт.
Руководители АО «Цифровая Динамика» Владимир Фролов, Алексей Романчук и Андрей Дорофеев рассказали DK.RU, что аналоговые банки постепенно сходят со сцены финансовой индустрии, а система перестраивается на принципиально новую модель. Свои банковские системы уже есть у маркетплейсов, телеком-операторов и гигантов ИТ. Как будет проходить трансформация банковской системы, насколько болезненна смена традиционных структур цифровыми банками и необанками для финансового устройства России и кто возглавит процесс перестройки?