РЭЦ перечислил рынки, где российский экспорт может потеснить европейских производителей
Российский экспортный центр назвал ниши, в которых экспорт из ЕС падает на фоне негативных процессов в экономиках стран союза, и где Россия может увеличить свою долю при растущем общемировом спросе.
По оценке аналитиков Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ), производители из России могли бы активнее занимать ниши, в которых падает доля экспорта из Евросоюза и открываются возможности для отечественных экпортеров, сообщил РКБ.
На ЕС и Великобританию приходится более 30% мирового экспорта и одновременно они входят в число лидеров по снижению доли в мировой торговле: в период 2010-2023 гг. ЕС потерял 0,5% (снижение с 30,9% до 29,4%), а Великобритания — 0,6% (с 2,8% до 2,2%).
Наибольшее сокращение экспорта из Старого Света произошло в следующих товарных категориях (без учета долларовой инфляции): черные металлы (-43%), удобрения (-38%), бумага и картон (-36%), телекоммуникационное оборудование (-32%), суда и плавсредства (- 28%), продукция деревообработки (-18%).
Среди самых быстрорастущих товарных групп экспорта из Европы в период 2008-2023 гг. аналитики называют драгоценные металлы (+175%), вооружение (+73%), корма для сельскохозяйственных животных (+50%), фармацевтическую продукцию (+48%), готовое продовольствие (+33%).
РЭЦ привел примеры товарных групп, где российские экспортеры потенциально могли бы преуспеть на фоне падения европейских поставок. К первой категории относятся мебель не для сидения, конструкции из металлов, кабельная продукция, запорная арматура, синтетический каучук, телефоны и коммуникационная аппаратура, жидкостные насосы. Во вторую категорию вошли прочие пищевые продукты (код ВЭД 2106), бумага и картон немелованные, мучные кондитерские изделия, рапсовое масло, кукуруза и электрораспределительные устройства. Топ-3 замкнули ферросплавы, смешанные удобрения, катанка нелегированная, листовой прокат, бесшовные стальные трубы, части радио- и телеаппаратуры, спецавтотранспорт, ациклические спирты и медная проволока.
В числе регионов, представляющие экспортный интерес для российского бизнеса в связи с трансформацией экспорта из ЕС, были названы MENA (Middle East & North Africa, объединяет страны Северной Африки и Ближнего Востока), Южная и Юго-Восточная Азия, отдельные страны Африки. Также, по данным РЭЦ, перспективные для России товарные ниши можно найти в Ираке, Таиланде, Индонезии, Малайзии, Омане, Индии, Вьетнаме, Ливии, Египте, Саудовской Аравии и Пакистане. Возможности расширения экспорта эксперты связывают преимущественно с товарами средних и высоких переделов, а не сырья.
Надо стремиться наращивать высокие переделы. Сейчас в основном у нас экспортируется продукция среднего передела, например продукция АПК. Те товары, которые дают многомиллиардные объемы в мировой торговле — ширпотреб, бытовая техника, — тут нам пока трудно конкурировать, пока стоят задачи импортозамещения этих товаров, — отметил директор по экспортной политике и анализу РЭЦа Михаил Снег.
Напомним, по данным Федеральной таможенной службы, основными торговыми партнерами для экпосрта России в 2024 г. были Китай (33,8% от товарооборота России), Индия (8,8%), Турция (8,3%), Белоруссия (7,1%) и Казахстан (4%). При этом в разрезе товарной номенклатуры 61% российского экспорта составляли минеральные продукты (руды, нефть, газ, уголь).
Как ранее сообщал DK.RU, Владимир Путин, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), предупредил, что полная свобода торговли уже не наступит. Глава государства отметил, что в отношении физических и юридических лиц в России действует 28 595 ограничительных мер и это «больше, чем все санкции в отношении всех стран», и выразил уверенность, что Запад и дальше продолжит оказывать давление на Россию с помощью подобных мер.