Меню

«В театрах 80% служащих работают не по профессии»

Иллюстрация: личный архив Антона Бутакова

Театральное образование в России претерпевает большие изменения. Об этом мы поговорили с режиссером ЦСД и с ректором ЕГТИ. Они рассказали, что изменилось и что ждет театры в будущем.

Екатеринбургский театральный институт — самый удаленный от столиц театральный вуз России, единственный на просторах Урала и Сибири. В этом году ему исполняется 40 лет. За это время театральное образование сильно трансформировалось, оно стало более универсальным и прикладным, не растратив при этом традиций русского театра.

Выпускники ЕГТИ востребованы во всех театрах России, снимаются в кино, становятся режиссерами и продюсерами, делают кукол и художественные инсталляции, пишут пьесы, которые ставят на сценах российских театров. На самом деле перечислять можно долго. 

О том, что происходит сейчас в театральном образовании, как вуз поддерживает своих студентов и что им дает, DK.RU рассказала ректор ЕГТИ Анна Глуханюк.

Она считает, что будущее театрального образования во многом связано с развитием межотраслевого сотрудничества. Очевидно, что компетенции, которые приобретает человек в ходе обучения в театральном вузе, имеют очень широкий спектр применения в различных профессиональных сферах. У института обширный опыт работы в части интеграции бизнес-сообщества и театрального образования.

«За последние годы реализованы такие проекты, как «Корпоративный театр» — уникальный инструмент развития soft-skills, программа раскрытия творческого потенциала, развития коммуникативных и лидерских качеств специалистов различных профилей. В 2024 г. заключен договор с Цифровой кафедрой Уральского федерального университета, где студенты-режиссеры осваивают основы IT-технологий. К реализации образовательных программ мы приглашаем ведущих специалистов отрасли цифровизации в сфере культуры и искусства», — рассказала она.

Интересен взгляд на театральную жизнь изнутри, от настоящего современного режиссера негосударственного театра, а значит — прибыльного бизнеса из сферы креативных индустрий. В связи с этим мы обратились к режиссеру ЦСД Антону Бутакову. Он отмечает, что в театрах 80% служащих работают не по профессии.

Театральное образование ничего не значит для карьеры будущего артиста. Насколько я знаю, в профессии работают единицы. Может быть, в начале пути половина. Но после первого года почти все уходят. Даже если взять мой курс (выпуск 2012 г.), в театрах работает не больше пяти человек, — рассказал он.

Он объяснил, что зарплаты в профессии невысокие. Это и останавливает основную часть молодых артистов от того, чтобы работать в театре. Он считает: для того чтобы быть артистом, недостаточно просто получить образование, нужно много работать, а еще иметь дар.

«Театральное образование — это некая база. Студенты театрального института могут гордиться классной физической формой. У нас были такие предметы, как фехтование, сценическое движение, сценический бой, основы классического и современного танца — это все очень круто», — пояснил он.

Однако, по его мнению артист — это сложная профессия, которая ни в коем случае не подразумевает веселье и богемный образ жизни: если хочешь чего-то добиться, то в первую очередь нужна строжайшая дисциплина. Есть и другие пути к успеху, но у них всегда плохие последствия.

Читайте также на DK.RU: Театр — это не только храм искусства, но также бизнес, и он может быть прибыльным.