Офлайн-ритейлеры: маркетплейсы не должны устанавливать скидки больше 10%
Сейчас онлайн-площадки могут устанавливать дисконт 30-50% на все товары, вкладывая в это собственные средства. Это ведет к выдавливанию с рынка небольших магазинов и торговых сетей, считают в АКОРТ.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) просит правительство РФ повлиять на тактику маркетплейсов, которые регулярно устанавливают большие скидки на весь ассортимент: они могут доходить до 30-50%. Офлайн-ритейлеры считают, что подобный ценовой демпинг «приводит к неблагоприятным последствиям для продавцов, производителей, покупателей» и российской экономики в целом, пишут «Известия».
В обращении АКОРТ подчеркивается, что розничная торговля не может предоставлять подобные дисконты, так как это не предусматривается типовыми договорами с партнерами. Сети выкупают товары у поставщиков и продают их от своего имени, поэтому не в состоянии снижать цены за свой счет и продавать товары ниже себестоимости, поскольку это «влечет соответствующие последствия с точки зрения антимонопольного и (или) налогового законодательства».
Схема продаж в онлайн-торговле другая: площадки лишь предоставляют онлайн-витрину продавцам, взимая с них комиссию. Если маркетплейс хочет повысить оборачиваемость товаров или конкурентоспособность, он может снизить цены на товары, покрыв разницу из собственных средств или заплатив баллы продавцу (ими он может оплатить услуги маркетплейса). Суммарно такие вложения могут достигать размера годовой выручки онлайн-площадок, указали в АКОРТ.
Основная цель такого подхода — установление монопольно низкой цены и устранение конкурентов с рынка. Такой стиль в международной практике признан хищническим ценообразованием, — считает глава Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.
Предоставление огромных скидок онлайн-площадками ведет к тому, что продажи в остальных каналах падают, покупатели и поставщики просто не идут в офлайн-розницу. В результате ритейлеры, ориентированные на традиционную торговлю, теряют долю рынка и вынуждены сворачивать бизнес. Итог закономерен — «закрытие мелкого и среднего офлайн-ритейла, торговых центров, гипермаркетов, угасание рынков аренды, продажи помещений», говорят в АКОРТ.
Чтобы изменить ситуацию, торговые сети просят закрепить в разрабатываемом сейчас законе «О платформенной экономике» положение, запрещающее маркетплейсам инвестировать в цену товаров более 10% от своего годового оборота. То есть максимальная скидка не должна превышать 10%.
Правительство РФ уже думает, как достичь баланса между офлайн- и онлайн-торговлей, заверили издание в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко, добавив, что этому вопросу посвящена отдельная статья проекта закона «О платформенной экономике».
На данный момент платформы, запуская единые скидочные акции, могут влиять на ценовую политику продавцов. Таким образом, существует возможность создания неравных условий для продавцов и демпинга цен. Последние, в свою очередь, также могут находить лазейки, например, завышая цены накануне распродаж, что уже затрагивает интересы покупателей. При разработке законопроекта мы руководствуемся необходимостью строгой защиты потребительских прав наших граждан, но с соблюдением баланса интересов всех участников платформенной экономики, — отметили в аппарате.
Однако власти понимают, что прямой запрет на установление больших скидок может привести к повышению цен или ухудшению клиентского сервиса, то есть в итоге негативно повлияет на потребителей.
В ФАС о проблеме также знают, добавляют «Известия». В службу уже поступали просьбы от АКОРТ и РАТЭК (объединяет производителей и продавцов электроники и бытовой техники) проверить ведущие маркетплейсы на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
>>> Продавцы очков и контактных линз пожаловались в ФАС на Ozon и Wildberries
Сами представители интернет-торговли предлагаемые ограничения не приветствуют. По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, вмешательство в формирование скидок создаст негативный прецедент для отрасли торговли в целом.
Скидки для всех и всегда были гибким механизмом работы со своей клиентской базой и с товарными остатками. Мы считаем важным, чтобы продавцы были проинформированы о применении скидок и имели возможность выражать свое согласие или запрет на их применение, — заметил он.
В пресс-службе Ozon добавили, что офлайн-ритейл также может устанавливать скидки, объявляя промоакции и используя желтые ценники в магазинах. Разницы здесь нет, считают в маркетплейсе.
Ранее DK.RU рассказывал об опасениях, которые представители онлайн-площадок высказывают в связи с разработкой законопроекта «О платформенной экономике». Их, например, беспокоит, что за любое нарушение закона маркетплейсам смогут назначать огромные штрафы — от 500 тыс. до 1 млн руб. При этом размер нарушений не дифференцируется, указывают они, то есть наказание может последовать за любую неточность в карточке товара, а учитывая, что в сутки их создается не один миллион, то итоговые штрафы будут достигать астрономических значений. Они требуют, чтобы в проекте были конкретизированы нарушения и снижена ответственность за них.
В противном случае, предупреждают представители площадок, им придется прекратить сотрудничество с маленькими продавцами, которые могут быть потенциальными нарушителями, что приведет к значительному сокращению ассортимента.
Добавим также, что офлайн-ритейлеры не впервые обращаются за поддержкой властей, пытаясь противостоять интернет-экспансии. В феврале профильное объединение направило в ФАС РФ жалобу на «незаконную практику демпинга» со стороны маркетплейсов. А полгода назад представители тороговых центров жаловались Минпромторгу, Минэкономики, Минфину, ФАСу и правительству РФ на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов, среди которых — маневренность в сфере налогообложения и меньший контроль за реализацией контрафакта, напоминает DK.RU.