Меню

Как сэкономить на налогах с помощью федерального инвестиционного налогового вычета

Дмитрий Земеров. Иллюстрация: Личный архив

Этот вычет позволяет бизнесу компенсировать рост ставки налога на прибыль и получить налоговую экономию в условиях повышения налоговой нагрузки. Кто может применять этот инструмент — Дмитрий Земеров.

Положения Налогового кодекса РФ о федеральном инвестиционном вычете по налогу на прибыль разрешают уменьшить федеральную часть данного налога при соблюдении условий его применения. Адвокат Дмитрий Земеров рассказал DK.RU о нюансах этого инструмента.

справка DK.RU

 
Дмитрий Земеров — партнер в коллегии адвокатов «Белых и партнеры». Специализируется на разрешении судебных споров, вопросах российского и международного налогообложения, финансового права, корпоративного права, на юридическом сопровождении бизнеса. Консультирует по особенностям применения права иностранных юрисдикций. Осуществляет защиту по уголовным делам об экономических и должностных преступлениях. Аттестованный налоговый консультант и специалист финансового рынка. Адвокат с 2017 г.
 

Что представляет собой вычет

Федеральный инвестиционный налоговый вычет — это новый вычет, который позволяет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленную к уплате в федеральный бюджет по ставке 8% в 2025─2030 годах (затем — 7%), на часть расходов, формирующих первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов или приводящих к увеличению их первоначальной стоимости.

Решение об использовании права на федеральный инвестиционный налоговый вычет необходимо закрепить в учетной политике.

Кто сможет применить вычет? 

Федеральный инвестиционный налоговый вычет смогут применить налогоплательщики, основным видом экономической деятельности которых, по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 1 января 2024 г., является один из следующих (по ОКВЭД):

  • добыча полезных ископаемых;
  • обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания;
  • деятельность в сфере телекоммуникаций и в области информационных технологий;
  • научные исследования и разработки;
  • обрабатывающие производства, за исключением производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий.

Одновременно прямой запрет на применение федерального инвестиционного налогового вычета в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ предусмотрен для следующих категорий налогоплательщиков:

  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ;
  • участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
  • кредитные организации;
  • организации, осуществляющие производство отдельных подакцизных товаров: этилового спирта, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции, пива, табачной продукции, жидкостей для электронных систем доставки никотина, табака, сахаросодержащих напитков.

Федеральный инвестиционный налоговый вычет нельзя применить в отношении объектов, первоначальная стоимость которых формируется с повышающим коэффициентом.

Размер вычета

Федеральный инвестиционный налоговый вычет составит 3% от суммы расходов на осуществление инвестиций в основные средства и нематериальные активы.

После применения федерального инвестиционного налогового вычета сумма налога к уплате в федеральный бюджет не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% — в 2025–2030 гг.).

Неиспользованный в отдельном налоговом периоде остаток вычета может быть перенесен на следующие периоды с учетом 10-летнего ограничения.

К каким объектам можно применить вычет?

Категории основных средств

Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты, относящиеся к III─X амортизационным группам, за исключением некоторых транспортных средств (исключение не распространяется на налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является деятельность гостиниц и предприятий общественного питания).

Категории нематериальных активов

Исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, внесенные в соответствующий государственный реестр РФ при получении патента.

Решение об использовании федерального инвестиционного налогового вычета принимается в отношении конкретного объекта основных средств/нематериальных активов.

Амортизация и амортизационная премия

Первоначально Налоговый кодекс РФ содержал полный запрет на начисление амортизации и применение амортизационной премии по объектам, в отношении которых применен федеральный инвестиционный налоговый вычет. В последующем подход смягчился (вероятно, в связи с сокращением ожидаемого размера федерального инвестиционного налогового вычета) и этот запрет был исключен — объекты, в отношении которых применен федеральный инвестиционный налоговый вычет, могут амортизироваться.

Более того, в отношении них может применяться амортизационная премия. При этом для целей расчета амортизации первоначальная стоимость объектов будет уменьшаться на федеральный инвестиционный налоговый вычет и на величину примененной амортизационной премии.

Рассмотрим налоговый эффект от применения федерального инвестиционного налогового вычета на условном примере.

Первоначальная стоимость объекта основных средств — 100 млн руб., срок полезного использования — пять лет, объект введен в эксплуатацию в январе 2025 г. Также предусмотрено применение амортизационной премии в размере 30% (включается в расходы единовременно в момент ввода в эксплуатацию).

Таким образом, в рассматриваемом примере применение федерального инвестиционного налогового вычета создает дополнительный налоговый эффект в размере 2,25% от первоначальной стоимости объекта (за весь срок его полезного использования), а также на 27% увеличивает налоговый эффект, получаемый в период ввода объекта в эксплуатацию (при условии, что сумма налога на прибыль к уплате в федеральный бюджет достаточна для полной «утилизации» федерального инвестиционного налогового вычета).

Для полной компенсации роста ставки налога на прибыль с 20% до 25% за счет применения федерального инвестиционного налогового вычета (то есть для снижения эффективной ставки налога до 20%) потребуется осуществить квалифицируемые инвестиции в размере, соответствующем 167% от размера годовой прибыли до налогообложения.

Передача права на вычет в рамках группы

Право на федеральный инвестиционный налоговый вычет может быть передано иному лицу в рамках одной группы (при условии передачи налогоплательщику данных налогового учета и копий документов, подтверждающих сумму инвестиций).

В периметр группы будут попадать:

  • прямые/косвенные участники налогоплательщика с долей участия более 50%;
  • прямые/косвенные дочерние компании налогоплательщика, если его доля участия в них составляет более 50%;
  • прямые/косвенные сестринские компании налогоплательщика, если доля участия общего участника составляет более 50%.

При передаче права на использование федерального инвестиционного налогового вычета другой компании группы возникает вопрос: должна ли такая компания соответствовать условию по основному виду деятельности? Может ли, например, налогоплательщик, осуществляющий производственную деятельность, передать право на применение федерального инвестиционного налогового вычета холдинговой компании группы? Учитывая прямые формулировки постановления Правительства РФ от 28 ноября 2024 года № 1638, компания, которой передается право на применение федерального инвестиционного налогового вычета, также должна осуществлять один из «разрешенных» видов деятельности в качестве основного.

Компания, получившая право на применение федерального инвестиционного налогового вычета от другой компании группы, может воспользоваться им вне зависимости от того, какой финансовый результат сформирован в налоговом учете компании, передавшей право на применение федерального инвестиционного налогового вычета (прибыль или убыток).

Механизм федерального инвестиционного налогового вычета предполагает возможность уменьшения федеральной части налога на прибыль, исчисленного по общей ставке (8% в 2025─2030 годах, далее — 7%), поэтому налогоплательщик–участник специального инвестиционного контракта СПИК 1.0, применяющий нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет, не может применить федеральный инвестиционный налоговый вычет, что также исключает право на передачу таким налогоплательщиком права на применение федерального инвестиционного налогового вычета другой компании группы.

Необходимо также учитывать, что компания, освобожденная от уплаты налога на прибыль, не может передать право на применение федерального инвестиционного налогового вычета другой компании группы.

Важные примечания

1) Налоговое законодательство не содержит запрет на применение федерального инвестиционного налогового вычета в отношении объектов, на создание которых была получена субсидия из регионального бюджета.

2) При реализации или ином выбытии (кроме ликвидации) объекта, в отношении которого был использован федеральный инвестиционный налоговый вычет, ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию (за исключением случаев, когда выбытие произошло после истечения срока полезного использования) сумма налога на прибыль, не уплаченная в связи с применением федерального инвестиционного налогового вычета в отношении такого объекта, восстанавливается к уплате в бюджет.

3) В случае нарушения налогоплательщиком порядка применения федерального инвестиционного налогового вычета сумма налога, не уплаченная в связи с применением льготы, также подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

4) Одновременное применение регионального и федерального вычета в отношении одних и тех же объектов не допускается.

Вывод

Федеральный инвестиционный налоговый вычет представляет собой инструмент, который позволяет бизнесу компенсировать рост ставки налога на прибыль и получить налоговую экономию в условиях повышения налоговой нагрузки.

Читайте также на DK.RU:

>>> Что изменится в налогах для бизнеса и физлиц в 2025 году — Дмитрий Земеров

>>> «Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.