Меню

Путин поддержал программу спасения угольной отрасли, но она не решает проблему глобально

Иллюстрация: freepik.com

Сохранение квот, скидки РЖД и гарантии вывоза на восток помогут угольному бизнесу выжить в моменте. Но в долгосрочном периоде необходимо переходить от экспорта сырья к экспорту продуктов переработки.

Президент РФ Владимир Путин согласовал антикризисную программу для угольной отрасли. Меры поддержки были разработаны правительством по поручению вице-премьера Александра Новака в конце 2024 г. и согласованы с премьер-министром Михаилом Мишустиным, передают Известия.

2024 г. угольная отрасль завершила с консолидированным убытком на уровне 112,6 млрд руб. В январе 2025 г. он составил 7 млрд руб.

Как ранее сообщал DK.RU, убыточность связана со снижением мировых цен на уголь, европейским эмбарго и необходимостью предоставлять дисконт покупателям, а также ростом тарифов на перевозку и перевалку.

В письме президенту Новак отметил, что несмотря на заключение соглашения между РЖД и Кузбассом на транспортировку угля на экспорт на восток в объеме 54,1 млн т в 2025 г., увеличение планового объема перевозок на 25,1 млн т в восточном и на 12 млн т в западном направлениях, снижение ставок предоставления вагонов и стоимости перевалки в портах, в частности, на юге в 1,5–2 раза, — финансовое состояние отрасли «продолжает ухудшаться».

В первом пункте предложений Новака отмечается, что «во избежание негативных социальных и техногенных последствий банкротства угольных предприятий власти намерены создать «специальный инструмент» по реструктуризации, оздоровлению и санации угольной отрасли на базе ВЭБ.РФ.

Среди прочих мер по повышению эффективности отрасли предлагается:

Установление особого порядка финансового оздоровления или банкротства организаций угольной промышленности, отсрочка по налогам и страховым взносам по упрощенному порядку без залогов на год с возможностью пролонгации при сохранении кризисной ситуации, заключение соглашения между РЖД и Хакасией на гарантированный вывоз твердого топлива на экспорт в восточном направлении, предоставление предприятиям скидок на железнодорожную перевозку в южном и западном направлениях в размере 12,8% с 1 мая по 31 декабря 2025 г.

Однако по словам члена экспертного совета комитета по энергетике Госдумы Дмитрия Тортева, данных мер недостаточно: 

Да, сохранение квот, скидки РЖД и гарантии вывоза на восток помогут бизнесу выжить в условиях санкций. Однако ключевой вопрос в том, куда мы движемся: продолжаем ли мы «кормить» сырьевую модель, ориентированную на экспорт, или начинаем строить экономику с высокой добавленной стоимостью?

По его данным, 90% угля из Хакасии уходит в Азию, а внутренний рынок «остается на голодном пайке». При этом глубокая переработка угля в регионе в углехимические продукты или синтетическое топливо могла бы дать в 3-4 раза больше прибыли, чем экспорт сырья.

Для этого потребуются не льготы на перевозки, а федеральные программы по созданию инновационных кластеров, налоговые преференции для перерабатывающих производств и синхронизация с нацпроектами в энергетике и промышленности, — резюмировал Тортев.

Таких решений одобренная президентом антикризисная программа не содержит.

Читайте также: Спрос на российский уголь резко упал, в некоторых странах — в два раза