Меню

Порог входа в сферу сервисов может быть нулевым

Александр Куроптев. Иллюстрация: ООО КЕХ еКоммерц

Рынок услуг наращивает динамику за счет адаптации к изменениям в поведении потребителей и технологических новшеств. Онлайн-сервисы становятся более доступными, а рынок — прозрачным.

Сфера услуг составляет значительную часть экономики страны. По данным агентства ORO, рынок сервисов по итогам 2024 г. — это 3,4 млрд заказов, 19,2 трлн руб., или 9,5% ВВП. Этот сектор, включающий различные категории — от бытовых до профессиональных, стал очень значимым в повседневной жизни. В сфере сервисов работает свыше 18 млн человек — это каждый четвертый россиянин трудоспособного возраста. О ее развитии в условиях технологических новшеств рассказывает Александр Куроптев, директор направления «Авито Услуги»

Александр, что сейчас играет важную роль на рынке услуг?

— В условиях цифровизации ключевую роль в том, чтобы потребители и исполнители нашли друг друга, все больше играют платформы (например Авито), которые развивают множество инструментов для поиска и выбора услуг.

Пять фактов об «Авито Услуги»

 
  • 34 млн посетителей в месяц
  • 41% доля рынка среди онлайн-сервисов объявлений услуг в России
  • 5,4+ млн активных объявлений
  • 156+ тыс. объявлений с предложением услуг в Свердловской области
  • 1,2 млн жителей Свердловской области пользуются «Авито Услугами» ежемесячно
 

Как предпринимателю уследить за трендами и увидеть новые возможность для бизнеса, в частности в использовании онлайн-платформ?

Будьте в постоянном поиске, быстро адаптируйтесь. Доля онлайна в сфере услуг растет: в 2021 г. она составляла 21%. По итогам прошлого года выросла уже до 29%. К 2029 г. прогнозируем рост сегмента до 34%. Это дает доступ к огромному массиву данных, с помощью которых предприниматели могут анализировать поведение целевой аудитории и конкурентов, следить за изменениями в поисковых запросах в режиме реального времени.

Отслеживайте изменения в потребительских предпочтениях и поведении людей. Это дает возможность выявить — какие услуги наиболее востребованы, какие запросы остаются без ответа, а где переизбыток или недостаток предложения.

Интегрируйте технологии в бизнес-процессы. Использование онлайн-платформ и сервисов не только расширяет клиентскую базу, но и оптимизирует внутренние процессы — обработку заявок и управление отношениями с клиентами. Большинство клиентов хотят быстро увидеть календарь бронирования, записаться на удобное время и желательно без лишних переписок. Если необходимо уточнить нюансы, то заказчик ждет моментального ответа. Для этого платформы разрабатывают продукты для автоматизации процессов. Возможно даже объединение платформы с собственными базами данных и CRM-системами.

И, конечно, следите за нововведениями, участвуйте в профессиональных сообществах и конференциях. Есть огромное количество бесплатного контента для развития бизнеса. Мы, например, регулярно проводим обучающие мероприятия для наших селлеров, ближайшее состоится в Екатеринбурге 4 июня.

Исследования показывают, что отзывы и рейтинги оказывают значительное влияние на принятие решений потребителей. Есть данные, что около 70% покупателей доверяют отзывам так же, как личным рекомендациям. На Авито механизм отзывов позволяет потенциальным клиентам оценивать качество услуг, так что это скорее эволюция — теперь рекомендации можно получить не только от соседей, но и от тысяч других пользователей по всей стране.

На онлайн-платформах могут увидеть сотни отзывов, сравнить цены и выбрать лучшего специалиста. При этом традиционные рекомендации никуда не делись — многие пользователи, найдя мастера через платформу, рекомендуют его своим знакомым.

Как меняется поведение потребителей?

— Если раньше люди могли месяцами искать подходящего специалиста через знакомых, то сейчас хотят получить услугу быстро и с минимальными затратами времени. Онлайн-платформы помогают решить эту задачу, сохраняя при этом элемент доверия через систему отзывов и рейтингов. А если у заказчика нет времени на долгий выбор, то ему помогут бейджи, которыми мы выделяем надежных исполнителей.

Как развиваются сами онлайн-площадки? Почему им можно доверять как посредникам?

— Сегодня площадки онлайн-объявлений предлагают пользователям инструменты, которые повышают безопасность и эффективность в поиске специалистов. Мы активно боремся с недобросовестными исполнителями, используя алгоритмы искусственного интеллекта для выявления подозрительных и дублирующих аккаунтов. Платформа внедряет систему бонусов и специальных бейджей для мастеров, которые демонстрируют высокий уровень профессионализма и качества обслуживания.

Кто может зарабатывать на онлайн-платформах?

— На такой площадке, как Авито, могут зарабатывать как крупные компании, так и индивидуальные исполнители. Порог входа может быть нулевым. Поэтому главное, что необходимо сделать для старта — это разместить объявление. Не обязательно использовать платные инструменты: грамотно составленное объявление с хорошим описанием и фотографиями уже может принести заказы.

На Авито можно размещать несколько объявлений, если они относятся к разным видам услуг, поэтому мы рекомендуем публиковать по объявлению под каждую услугу. Это расширит охват ключевых запросов и повысит видимость.

Заголовок должен содержать фразы, по которым ищут ваши услуги. Например, не просто «Ремонт квартир», а «Ремонт квартир в Екатеринбурге — быстро, недорого, с гарантией». Немаловажную роль играет фото: первая картинка должна цеплять: до/после, счастливый клиент, яркий акцент, цифры, например «30+ довольных клиентов». Не стоит использовать стоковые фото или сгенерированные искусственным интеллектом картинки, лучше — реальный, живой кадр из процесса или сам мастер.

И главная фишка — уникальное торговое предложение (УТП), которое отличает вас от конкурентов. Это может быть бесплатный выезд на замер, скидка новым клиентам, работа по договору с гарантией и т. д. При этом УТП должно быть в первых двух строках текста объявления.

А как усилить свое присутствие и получать еще больше клиентов?

 — Отзывы играют очень большую роль при выборе чего угодно, поэтому можно попросить первых клиентов оставить обратную связь, а взамен, например, предложить скидку. Даже 2–3 отзыва делают огромную разницу, их можно получить, даже делая первую работу по себестоимости.

Новички часто страдают от недостатка доверия — у них нет отзывов, а клиенты боятся рисковать. Первые положительные отзывы создают эффект «социального доказательства», который очень сильно повышает конверсию. Платформа при этом ранжирует объявления с хорошими отзывами выше, увеличивая видимость.

Также необходимо отвечать на сообщения клиентов максимально быстро, использовать в объявлении «живой» язык, показывать реальные фото до/после, а также делать ставку на локальность.

Изначально на площадке были объявления от частных мастеров, сейчас это изменилось? Приходит ли больше крупного бизнеса? И как самозанятым конкурировать с большими компаниями?

 — В целом мы фиксируем, что больше крупных компаний стали приходить на классифайд-сервисы, до конца года прогнозируем рост в этом сегменте на 40%.

Онлайн-платформы предоставляют возможности для дополнительного охвата аудитории: медийные и промоформаты в рамках самой площадки. Так, по итогам 2024 г. крупный бизнес, представленный на «Авито Услугах», инвестировал в медийную рекламу на платформе в 3,6 раз больше, чем годом ранее. Конечно, крупные игроки точно понимают важность продвижения, у низ есть отдельные сотрудники, которые занимаются исключительно этим каналом.

Но привлекательность «Авито Услуг» как раз в том, что даже небольшим игрокам — частным исполнителям наши менеджеры помогают советами, как лучше настроить объявление, кабинет. Поэтому частные исполнители также активно пользуются инструментами, которые мы предоставляем.

С 2023 г. у нас действует партнерская программа с Минэкономразвития, ее суть как раз в поддержке малого и среднего предпринимательства. Самозанятым предоставляются дополнительные бонусы и специальные условия для развития их бизнеса, а также обучающие вебинары и мероприятия с участием специалистов сервисов. Предприниматели получают информацию о новых возможностях из верифицированных источников. Уже 4 тыс. предпринимателей смогли масштабировать свой бизнес благодаря бонусам на продвижение, которые мы начисляем в рамках этой программы. В апреле мы продлили срок действия программы еще на год. В общей сложности участники нового этапа смогут получить до 21 тыс. бонусов. Все бонусы можно направить на продвижение объявлений, повышение видимости и привлечение новых клиентов.

Какие новые инструменты площадка внедряет для исполнителей услуг?

— Одно из самых значимых нововведений — это возможность заказать срочную услугу. По нашим данным, 35% заказчиков услуг в онлайне ожидают получить услугу в течение нескольких часов или одного дня. После введения новой функции 30% исполнителей начали предлагать срочные услуги хотя бы раз в неделю, а количество сделок увеличилось на 20%.

Еще одно важное обновление — это развитие профессионального профиля. Профиль на «Авито Услугах» заменяет страницу в соцсети или собственный сайт исполнителя. Мы внедрили возможность создания категорийных профилей, разное наполнение карточек в зависимости от тарифа, добавили различные виджеты — видеопрезентацию, счетчик выполненных заказов, добавляем бейджи мастерам за прохождение верификации. Например, в услугах более 80% исполнителей подтвердили свои данные, это значительно повышает доверие при выборе.

Также мы значительно изменили категорию бьюти-услуг. В мае вывели «Авито Красота» в отдельное направление, так как категория стабильно входит в тройку самых популярных на Авито, а ежемесячная аудитория достигает 11 млн пользователей. На площадке зарегистрировано более 500 тыс. мастеров в сфере бьюти-услуг.

Мы уже внедрили в сегменте расширенные профили мастеров, систему рейтингов и отзывов, усовершенствовали фильтры поиска, добавили возможность онлайн-записи и интеграции календарей. Этот подход поможет предпринимателям эффективнее управлять рабочим графиком и привлекать больше клиентов. Специалисты и компании, использующие онлайн-запись на платформе, получают на 29% больше заказов. Дополнительно планируем инвестировать в профессиональное развитие мастеров, предлагая обучающие программы, мероприятия и доступ к экспертному контенту. 

Читайте также на DK.RU: Выхожу тебя искать: востребованные вакансии и запросы соискателей в 2025 году