Меню

Банкам и маркетплейсам запретят создавать профили граждан и анализировать истории покупок

Иллюстрация: freepik

Законопроект направлен на противодействие мошенничеству с персональными данными: по итогам 2024 г. ущерб от киберпреступности превысил 188 млрд руб., что почти на 40% больше, чем годом ранее.

Правительство разрабатывает законопроект, который запретит компаниям создавать профили пользователей и прогнозировать их поведение без прямого согласия. Возможности автоматически анализировать различные характеристики граждан, включая их финансовое положение, состояние здоровья, личные предпочтения и местоположение, лишатся банки, телеком-операторы, маркетплейсы и другие организации. Соответствующие поправки планируются к внесению в статью 5 закона «О персональных данных», передают «Ведомости» и retail.ru.

Известно также, что граждане смогут давать согласие на обработку своих данных, причем только через два канала — непосредственно оператору либо через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Аналогичным способом можно будет отозвать ранее данное разрешение.

При этом законопроект обязывает все компании уведомлять ЕСИА о каждом случае обработки персональных данных.

Какие санкции предусмотрены за нарушения новых требований, пока не сообщается.

Инициатива Минцифры, подготовленная по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко, направлена на противодействие мошенничеству с персональными данными. По данным МВД, в 2024 г. количество преступлений, связанных с мошенничеством в цифровой сфере, увеличилось на 6,8%, а общий ущерб превысил 188 млрд руб., что на 38,2% больше показателей предыдущего года.

Ранее DK.RU рассказывал о том, что власти готовят законопроект «О платформенной экономике» и прорабатывают штрафы за его нарушения. В частности предполагается, что за любое нарушение закона маркетплейсы будут оштрафованы на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб. При этом размер нарушений не дифференцируется.

Участники рынка предупреждают, что если этот закон будет принят, крупным маркетплейсам придется выдавить мелких продавцов со своих платформ, в результате сократится и ассортимент товара.

Зарегулировать маркетплейсы хотят и традиционные офлайновые сети, которые не могут конкурировать с ними по цене из-за собственных издержек на помещения и персонал. По последним данным, продажи в российских офлайн-магазинах упали в 2025 г. в среднем на 30%, сообщал DK.RU.