Меню

X5 запускает «фиджитал»-магазины: с малой площадью и без кассиров

Иллюстрация: DK.RU

Такой формат станут развивать на базе магазинов «Пятерочка». Причины в высоких издержках на аренду торговых площадей и зарплаты сотрудникам.

Продуктовые ритейлеры констатируют: кадровый голод растет, как и расходы на аренду торговых площадей. Поэтому они разрабатывают форматы торговли, которые смогут уменьшить эти факторы риска.

На базе сети «Пятерочка» (входит в X5 Group) откроются торговые точки экспериментального формата — «фиджитал»-магазины, сообщил «Коммерсант». Кассиров и касс в них не будет вовсе. Покупатель сможет оформить заказ на специальной панели с использованием QR-кода или приложения карты лояльности X5 Group. Ритейлер обещает, что заказ будет собран примерно за семь минут. Средняя площадь таких магазинов составит около 215 кв. м.

Введя этот формат, ритейлер сможет сократить количество собственно торговых площадей и увеличить место для складской инфраструктуры. Сейчас в «Пятерочках» на торговый зал приходится около 70%, остальное занимает складская площадь, в «фиджитал»-магазинах соотношение будет обратным, 30% на 70%, рассказал управляющий директор бизнес-единицы «Клиентский опыт Х5» Михаил Ярцев. По его словам, это позволит расширить зону кафе и сам ассортимент магазина примерно на 15%.

Кроме того, сеть сможет снизить актуальность проблемы кадрового дефицита, добавляет партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская. Кассиры станут не  нужны, останутся лишь сотрудники, которые будут заниматься выкладкой товаров на витринах, проверкой возраста покупателей и формированием собственно заказов.

Сумишевская предполагает, что для «фиджитал»-магазинов потребуются новые помещения, поскольку прежние объекты для этого формата не подходят. По ее оценке, для успешного запуска любого нового формата ритейлерам требуется от трех месяцев до полугода.

Издание добавляет, что формат торговли без продавцов продуктовые розничные сети уже пытались внедрить. Например, такую возможность попыталась использовать сеть «Вкусвилл» в 2022 г. Покупатель входил в магазин по QR-коду и самостоятельно оплачивал товары на кассе самообслуживания. Полностью схема не прижилась, но в некоторых магазинах все еще можно совершать покупки таким способом, правда, только ночью.

Как ранее рассказывал DK.RU, в России постепенно устаревает стереотип о дискаунтерах как о «магазинах для бедных». Число посетителей «жестких» дискаунтеров растет, они уже претендуют на нишу гипермаркетов, интерес к которым в последние годы падает.

Это подталкивает крупнейших игроков развивать собственные сети дешевых магазинов. Так, в 2024 г. доля выручки, которую приносит дискаунтер «Чижик» (входит в X5), выросла почти вдвое, до 7%. Оборот сети также удвоился почти до 250 млрд руб., следует из официальной отчетности компании.

Читайте также на DK.RU: X5 Group увеличила прибыль более чем на 20% и готовится выплатить дивиденды по итогам года