Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Средний класс перестал считать дискаунтеры «магазинами для бедных»

Средний класс перестал считать дискаунтеры «магазинами для бедных»
Иллюстрация: сгенерирована в сервисе artguru.ai

Самая крупная группа покупателей «жестких» дискаунтеров — семьи с доходом 90-150 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге их доля составляет более трети. Почему стереотипы о дискаунтерах устаревают?

Аналитики Nielsen зафиксировали тренд на посещение магазинов формата «жестких» дискаунтеров у россиян: покупатели заходят в такие магазины в среднем до пяти раз в месяц. Самая крупная группа покупателей — семьи с доходом 90-150 тыс. руб., причем в Москве и Санкт-Петербурге таких более трети, передает Коммерсант

Ранее средний класс считал дискаунтеры «магазинами для бедных», однако этот стереотип постепенно устаревает, отмечает независимый аналитик Александр Анфиногенов. По его словам, ценовое предложение таких ритейлеров востребовано, а то, что «они делают попроще убранство торговых залов, даже ставят там паллетную выкладку, в принципе не обижает покупателя»:

Из депрессивных магазинов, которыми раньше были дискаунтеры, они превратились в очень востребованный формат. Самое главное — [это] цены, конечно.

Маржинальность у дискаунтеров меньше, поскольку и накладных расходов тоже меньше, продолжает Анфиногенов, а в расчете на объем получается бОльший трафик. «Жесткие» дискаунтеры претендуют на нишу гипермаркетов, интерес к которым в последние годы падает, отмечает он.

С ним согласен и Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла. Такой формат выгоден не только покупателям и сетям, но и поставщикам:

Ассортимент в какой-то мере ограничен и состоит из товаров, которые пользуются спросом у потребителя. Есть определенная узкая линейка в каждой категории, это обеспечивает достаточно высокую оборачиваемость продукции, снижает издержки на потери, на товары с истекшим сроком годности, что, в общем-то, отражается на прибыльности магазина.

В среднем в каждой категории представленного товара присутствует одна товарная позиция, именно в этой категории получается продаж раз в 15 больше, чем, например, в ином супермаркете. За счет этого оборота обеспечивается большая доходность, большая прибыльность, подчеркнул Карпов.

Доля дискаунтеров в продуктовой рознице по итогам 2024 г. достигла 5,61% — это почти втрое больше, чем в 2018 г., когда формат начинал набирать обороты на российском рынке, сообщал DK.RU со ссылкой на данные Infoline. Тренд сохранится и в 2025 г.: показатель достигнет 5,9%. В 2029 г. доля ожидается на уровне 8,4%, полагают в Infoline.

Толчок развитию жестких дискаунтеров дала череда экономических кризисов, на фоне которых российские потребители стали существенно сокращать свои расходы, указывали ранее в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

Собственные сети дискаунтеров уже несколько лет развивают крупные ритейлеры, включая X5 Group, «Магнит» и «Ленту». Так, в 2024 г. доля выручки, которую приносит дискаунтер «Чижик» (входит в X5), выросла почти вдвое, до 7%. Оборот сети также удвоился почти до 250 млрд руб., следует из официальной отчетности компании.

Старейшую и крупнейшую сеть дискаунтеров в России развивает «Светофор», который несколько лет назад запустил еще и «дочернюю» сеть под вывеской «Маяк». Всего в активе компании более 2 тыс. магазинов по всей стране и более чем 100 логистических центров.

«Светофор» занимает пятую позицию в списке крупнейших торговых сетей после X5 Group, «Магнита», «Красное&Белое» и «Ленты». С начала 2025 г. «Светофор» еще и самый упоминаемый в медиа ритейлер — в контексте череды проверок со стороны контролирующих органов.

Тучи над этой сетью начали сгущаться еще в конце 2024 г., когда депутат Госдумы Сергей Лисовских заявил, что к нему с жалобами на ритейлера обратились производители и поставщики товаров, рассказывал DK.RU. Он анонсировал масштабные проверки, и они не заставили себя ждать.

Первый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность уже в январе 2025-го. Роспотребнадзор обнаружил в столичной точке многочисленные нарушения. Далее события нарастали как снежный ком: закрытые магазины стали исчисляться десятками по всей географии присутствия ритейлера. DK.RU внимательно следит за тем, как развивается этот сюжет — ключевые эпизоды доступны в нашей хронике.

Читайте также: Правительство просит Генпрокуратуру удостовериться в законности проверок «Светофора»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.