Космическая точность и слаженная работа. Как делают украшения за десятки миллионов рублей
«Одно неловкое движение и… был один камень, а стало два». На ювелирном производстве рассказали о тонкостях работы с драгоценными камнями и в чем залог их красоты в ювелирном салоне.
В рамках выставки-форума «Тонкие грани» журналистам, байерам и начинающим ювелирам показали четыре ювелирных производства Екатеринбурга. DK.RU предлагает вам посмотреть, как создаются украшения ювелирного дома CHAMOVSKIKH.
Это одно из самых крупных в регионе ювелирных предприятий: основное производство расположено на площади более тысячи квадратных метров. Здесь работает свыше 150 специалистов, используется современное оборудование.
Два основных направления деятельности — создание собственных коллекций и работа на заказ. Компания использует драгоценные камни первого порядка — рубины, сапфиры и бриллианты, а также самоцветы класса Luxe с классификацией Top Color. Например, морганит, аквамарины, турмалины, в том числе самый редкий из них — параиба.
Отправляемся по маршруту создания ювелирного украшения с Юрием Толмачевым, вице-президентом ювелирного дома CHAMOVSKIKH.
Дизайн
— После того как у нас нашелся какой-нибудь шедевральный изумруд, сапфир или другой вид минерала, он попадает в студию художественного дизайна, и здесь начинается магия. Девушки, которые здесь работают, действительно волшебницы. Они рисуют немыслимое — то, что невозможно представить, но в последующем будет отлито в металле.
В штате компании семь художников с профильным образованием — дизайнер ювелирных украшений. Весь отдел вместе с руководителем компании Александром Чамовских собирается, чтобы определить судьбу того или иного камня: что это будет — колье, серьги или кольцо. Когда решение принято, запускается процесс эскизирования, то есть художники предлагают свои идеи, которые в дальнейшем согласовываются и дорабатываются.
По такому принципу ведется почти вся работа, в том числе с индивидуальными заказами. Каждый эскиз проходит стандартные этапы разработки — набросок от руки, затем эскизирование на бумаге с красками. После этого файлы сканируются, переносятся в компьютер, где происходит дальнейшая прорисовка.
Каждый художник в работе использует монитор компьютера и графический планшет. Благодаря им эскизы можно увеличивать в несколько десятков раз, чтобы прорисовать каждую грань камня. Шаблонных эскизов не бывает, потому что каждый камень индивидуален.
3D-моделирование
После того как наши прекрасные феи наколдовали эскиз, нужно создать его трехмерное изображение, чтобы представить в объеме украшение, которое мы собираемся изготовить. На этом этапе очень важно совместно с дизайнерами и 3D-мастерами предусмотреть все технические нюансы.
3D-моделирование — это процесс создания трехмерных объектов с помощью специализированного программного обеспечения. Перед тем как строить любые вещи, мы сканируем камни, которые подобрали художники. Затем воплощаем задуманное украшение на экране с помощью таких программ, как Rhinoceros, Matrix, ZBrush.
Когда построена 3D-модель скульптуры или ювелирного украшения, мы создаем макеты из серебра или из полимера. Это делается, чтобы посмотреть эргономику украшения, объем, толщину соединений, масштаб орнаментов, цветовое сочетание и множество других нюансов.
Далее следует этап прототипирования (создание предварительных версий продукта), но перед этим также проходит другая сложная трудоемкая работа: мы разбираем украшение на составные элементы. Это нужно, чтобы в дальнейшем, на производстве, можно было обработать как внутреннюю, так и внешнюю поверхность изделия. Одно из самых главных правил ювелирного мастерства — украшение должно выглядеть идеально как с внешней, так и с изнаночной стороны.
3D-печать
Далее идет процесс создания максимально детализированных моделей. Они выполняются из различного вида воска. Для этого на предприятии работают четерых- и пятиосные фрезерные станки, а также 3D-принтеры, которые печатают на основе фотополимеров. Выбор оборудования зависит от сложности модели.
В программу станка заложена информация о параметрах изделия, и он сам его вырезает. Но у каждого станка есть оператор, который контролирует его работу. Из-за этого отдела компания работает практически круглосуточно: офис и производства на ночь закрываются, а эта комната часто остается открытой.
Острие фрезы 0,01 мм: для создания ювелирных изделий нужна космическая точность. Это влияет на качество, симметрию и геометрию будущего изделия.
Красота, как известно, если ее декомпозировать, в том числе состоит из симметрии. Погрешность в симметрии ювелирного украшения считывается автоматически как что-то не очень красивое.
После того как создана модель из полимера, логично, что она должна появиться в металле. Изделие в золоте и платине отливается в литейных печах. Но туда будет логичнее пройти через участок геммологии, где специалисты занимаются подборкой камней для будущего украшения.
Геммологи
Вы видели у дизайнера эскиз и файл с изображением украшения у 3D-модельера. На основе их совместной работы рождается так называемый паспорт изделия, в котором прописаны все его будущие технические характеристики. Благодаря проделанной работе мы знаем все параметры, которыми будет обладать будущее украшение. Имея на руках паспорт изделия, геммологи подбирают для него камни.
В паспорте ювелирного изделия разными цветами отмечены вставки. Вот здесь, допустим, будет 204 камня разных диаметров от 2,4 мм до 0,6 мм. У нас три геммолога. Один работает с цветными драгоценными камнями и самоцветами, двое — с бриллиантами. Дизайнеры указывают цвет камней, а их подборка происходит здесь. Подобрать камни того оттенка, который задумал художник, бывает сложно. Здесь происходит сопряжение того, что задумано, с воплощением в жизнь. Насколько удачным получится ювелирное украшение, во многом зависит от слаженной работы разных отделов.
Критически важная работа — подбор камней для серег. Потому что в одну серьгу можно один цвет камней насобирать, а в другую — другой. Поэтому работа геммологов очень ответственная. На нашем предприятии работают геммологи уже не в первом поколении.
Неправильный расчет, одно неловкое движение или чуть большее нажатие и… у нас был один камень, а стало два, что сильно понизит их стоимость.
Мы работаем только с природными натуральными камнями, а это очень кропотливый труд и опыт, который можно передать только от человека к человеку.
Литье
На основании прототипа изделия формируются так называемые апоки — это емкость, в которой находится форма для литья. Когда полимер из нее выплавляется, туда заливается металл. Отливаются украшения в специальной печи, следит за эти мастер. Потому что какое бы современное оборудование ни стояло на производстве, без опытного сотрудника хорошего результата не будет.
Монтаж
Редко когда ювелирное украшение отливается из металла целиком. В одном изделии могут быть десятки деталей. Первичную сборку будущего украшения из металла производит монтажник. Отдел монтажа у нас самый большой, в нем работает более 20 человек.
Здесь украшение собирается, как конструктор. И тут, опять же, важна космическая точность — каждые 0,01 мм. В отделе монтажа также производится первичная полировка и обработка украшений. Каждый стол оборудован микроскопом.
Закрепщик
После монтажа украшение попадает к человеку, который занимается закрепкой камней различной каратности в металл. Он должен просверлить отверстие, вырезать лишний металл, «посадить» камни. Они крепятся разными способами. Овладеть всеми существующими способами закрепки невозможно. Для того чтобы научиться какому-то одному, нужно пройти специальные курсы и постоянно тренироваться.
Отдел технического контроля качества
После того как монтажник собрал, а закрепщик закрепил все, что нужно, украшение шлифуют и придают ему дополнительный блеск и защиту химическим способом с помощью рутения. Его наносят, погружая в раствор изделие.
Казалось бы, все, теперь украшение можно продавать, но нет. Оно может еще 32 раза пройти по вышеперечисленным этапам и все — благодаря отделу технического контроля.
Здесь следят, чтобы ювелирные изделия соответствовали технологическим стандартам, нашим внутренним стандартам, стандартам по закрепке, литью и так далее. Все это влияет на визуальный облик украшения.
Основатель и владелец ювелирного дома Александр Чамовских отметил, что теперь местное производство соответствует мировым стандартам:
20-30 лет назад мы смотрели на Запад и думали, что только там можно приобрести что-то достойное — и так в действительности и было. А сейчас созрел и рынок, и наш внутренний потребитель. У нас есть образовательные учреждения, есть действующие месторождения. Есть металлы, прекрасные руки, не забытые технологии. Мы внедряем современное оборудование и продолжаем в этом направлении развиваться. Сегодня мы создаем продукт, по некоторым показателям превосходящий западный, способный удовлетворить запрос топ-потребителя.
Благодарим за информационную поддержку в написании статьи команду СОФПП.
Читайте также на DK.RU: Где на Урале можно не только отдохнуть, но и попробовать себя в камнерезном искусстве.