Сергей Мишкин, «АвтоАудиоЦентр»: «Тех, кто начал бизнес в 1990-е, санкциями не напугать»
DK.RU узнал, сколько стоит детейлинг автомобиля, какие услуги наиболее востребованы на авторынке, и как события в мире влияют на развитие собственного автомобильного бренда.
В условиях ограниченного импорта, высоких цен на автомобили и дорогих кредитов автовладельцы стали активнее вкладываться в уже имеющиеся у них машины, чтобы продлить срок их службы. В том числе, вырос спрос на профессиональный детейлинг и тюнинг автомобилей. На этих направлениях специализируется «АвтоАудиоЦентр», который в следующем году отметит свое 30-летие.
О том, что поменялось в отношении владельцев к своему автомобилю, что вдохновляет придумывать новые проекты, и как отношение к жизни влияет на бизнес в интервью DK.RU рассказал создатель и генеральный директор центра Сергей Мишкин.
Ваша отрасль подвержена модным тенденциям?
— Смотрите сами: лет 20 назад была такая модная тема — создание офисов на колесах на базе микроавтобусов или на удлиненных внедорожниках. Сейчас на рынке уже существуют готовые решения, которые удовлетворяют потребности 90% покупателей, и такая необходимость отпала. Автомобильный рынок очень сильно изменился за 30 лет с начала нашей деятельности, а последние 5-10 лет находится постоянной динамике.
Из красивых проектов вспоминаются двадцать первые «Волги». Мода на такие кастом-проекты была 15 лет назад. Мы делали реконструкцию «один в один», а однажды на кузов «Волги» установили полноприводное шасси от Mercedes Е-класса с мощным двигателем и автоматической трансмиссией. Пришлось удлинить кузов на 40 см, добавив вставку между капотом и лобовым стеклом. Автомобиль до сих пор эксплуатируется, и клиент получает удовольствие.
Был и другой проект: заменили двигатель, установили автоматическую трансмиссию от Toyota, задний мост от Volvo, полностью переделали багажник и салон, при этом сохранив внешний вид ГАЗ-21. Машина по до сих пор на ходу. Сейчас подобные проекты стали крайне дорогими, и их количество резко сократилось.
С какими задачами обращаются клиенты сейчас?
— Сейчас больше заказов от людей, которые практично относятся к своим автомобилям и хотят надолго сохранить их внешний вид. Это возможно, так как появились технологии и продукты, которые максимально долго сохраняют автомобиль в том состоянии, в котором его покупали в автосалоне, или позволяют отреставрировать, восстановить.
Этот год выдался непростым: клиенты уже не так легко расстаются с деньгами, как это было до конца 2024 г. Но поскольку мы предлагаем востребованные продукты, необходимые в процессе эксплуатации автомобиля, клиенты продолжают выбирать нас.
Как изменился чек на ваши услуги?
— Мы предоставляем не только услуги детейлинга, но и широкий спектр работ, исключая ремонт подвески, КПП и двигателя. Если говорить о среднем чеке на услуги по детейлингу — сейчас он в пределах 50−60 тыс. рублей. Минимальные заказы начинаются от 30 тыс., а максимальные достигают 250–300 тыс. руб., когда автомобиль полностью оклеивается защитными пленками — глянцевыми, матовыми или цветными. На текущий момент чек вырос по отношению к прошлому году на 20%.
Наша главная задача — чтобы клиент остался доволен. Люди хотят быть уверенными, что их услышат, выполнят именно то, что нужно, и сделают это качественно. Мы стараемся дарить эмоции, эффект «Вау!» — и у нас получается. Возможно, именно поэтому за 30 лет у меня ни разу не возникло желания завершить этот проект. Постоянно появляются новые идеи, которые вдохновляют, которые двигают, которые дают энергию, которые заставляют просыпаться в 4 утра, бежать на тренировку, а потом на работу.
Клиент должен получать удовольствие от вложенных денег, чтобы это не было одноразовой сделкой. Это как посещение хорошего ресторана: мы платим за эмоции, которые получили, и мы должны быть удовлетворены тем, за что мы заплатили.
В 2017 г., когда вы давали интервью DK.RU, в планах было открыть 10−15 филиалов, помимо существующих в Москве, Челябинске, Перми, Тюмени. Планы осуществились?
— Нет. У нас и так была самая большая сетка среди аналогичных центров в разных точках страны. Во-первых, я многое переосмыслил. Во-вторых, ситуация на авторынке сильно изменилась. В-третих, есть же понимание экономической целесообразности. Важно не только то, сколько мы заработали — важно, за какое время нам удалось это сделать. Когда мне было 20 лет, потребности были иными — можно было работать за идею, за имидж. Отношение изменилось: важно, чтобы заработанные деньги не напрягали, не мешали жить.
Сначала каждый стремится заработать большие деньги, а потом он начинает думать, заморачиваться, как же эти деньги сохранить и приумножить.
По сути, человеку достаточно денег на то, чтобы поесть, удовлетворить большинство своих желаний. Но возникает вопрос целесообразности этих желаний: помните, лет 20−30 назад было модно рассказывать, что у меня есть цель в жизни — купить собственный остров и жить на нем? А зачем? Но тогда многие хотели иметь собственный бизнес для того, чтобы… не ходить на работу. То есть, создать бизнес, нанять управляющих и после этого жить на ренту, отдыхать, путешествовать: все мечтали пойти на пенсию, понимаете?
Сейчас, на мой взгляд, мировоззрение предпринимателей сильно изменилось. Все понимают: для того, чтобы жить, нужно постоянно что-то делать, потому что любое бездействие — это движение к смерти. Любой бизнес требует постоянного участия, постоянного контроля, постоянных инвестиций: если хочешь получить результат — нужно вкладываться. Это как с детьми: если мы хотим вырастить счастливых и успешных людей — ими нужно заниматься. Поэтому все крупные предприниматели и бизнесмены, которые имеют большие состояния, каждый день встают и идут на работу. И вопрос не только в деньгах, а в тех эмоциях, которые мы получаем от хорошо выполненных задач.
Не мешают ли работе санкции, ограничения и прочие факторы сегодняшнего интересного времени?
— Я, в принципе, все это особо не ощутил, потому что новые логистические цепочки выстроились достаточно быстро: мы перешли на иные каналы поставок и расчетов, и сейчас все работает нормально. Я считаю, что тех, кто начинал бизнес в 1990 гг., очень сложно сломать: тогдашние дефолты и кризисы стали прививкой и выработали иммунитет к любым переменам.
Так что все нынешние трансформации лишь усилили наши позиции, особенно в работе с китайскими партнерами. Когда европейские поставщики отказались от российского рынка, открылся Восток. У нас появилось много новых партнеров, много интересных проектов, много новых продуктов под собственным брендом.
А чем интересен ваш бренд?
— С 2024 г. мы производим автомобильную химию: защитные керамические покрытия кузова, салона, полировальные пасты. Покупаем компоненты в Германии, здесь их до конца смешиваем, разливаем, упаковываем и продаем под собственной маркой по всей России и в странах СНГ. Также в 2025 г. мы наладили в Китае производство полиуретановых пленок. Сейчас у нас полный ассортимент: глянцевые и матовые пленки, парогенераторы, полировальные машинки и расходные материалы для детейлинга.
Какие у вас планы?
— Сейчас у меня нет планов на 5–10 лет. Это раньше нам рассказывали, что у всех должны быть стратегические планы, все должны куда-то бежать, коллективу нужен «правильный вектор» — все должны знать, к чему стремиться. Но мир меняется слишком быстро. Сегодня важнее гибкость и готовность быстро перестраиваться. Без этого трудно будет выжить не только бизнесу, но и любому человеку.
У вас были очень интересные проекты: соревнования по автозвуку, например. Сейчас не планируете чем-то удивить?
— Первые соревнования по автозвуку мы провели в 2001 г., первыми в России сделав из этого мероприятия шоу не только для увлеченных людей, но и для зрителей. Это было необходимо для формирования рынка автозвука, продвижения культуры автозвука. За счет соревнований мы сформировали хорошую клиентскую аудиторию в Екатеринбурге и регионе, и этот рынок сильно оживился.
Сегодня продажи автозвука уже не те, как, впрочем, и весь авторынок. В 2007 г. автосалоны выдавали по 400- 500 автомобилей в месяц, били рекорды и гордились этим. Теперь это осталось только в приятных воспоминаниях и ностальгических фотографиях владельцев бизнеса.
Когда мы начинали заниматься продажей автозвука, комплекты автозвука и автосигнализации продавались десятками и даже сотнями. Сейчас такого нет, так как большинство автомобилей изначально оборудованы всем необходимым, и речь идет лишь об улучшении качества звука для тех, кто хочет максимум даже в дорогих авто.
Вы не только проводите соревнования, но и сами активно занимаетесь спортом. Это важно?
— В основе было желание жить и что-то очень серьезно изменить в своей собственной жизни. Когда-то верхом достатка считались машина, квартира и возможность каждые выходные ходить в рестораны и клубы. Тогда эта норма культивировалась, но все меняется: отношение к ситуации, людям, событийному ряду, который происходит в нашей жизни.
Сначала я начал заниматься физкультурой, потом понял, что необходима какая-то цель, ради чего все это. Появилось желание принять участие в одних соревнованиях, вторых, третьих. В конечном итоге это просто вписалось в мой жизненный цикл: процесс меня не напрягает, а наоборот дает силы, вдохновляет. И я говорю не только о марафонах, но и о самих тренировках.
Кроме того, спорт — это возможность создавать знаковые события. Уже три года подряд мы проводим Кубок мэра ТурДеБург — уникальные лыжные соревнования для любителей, не имеющие аналогов в России, в Европе, в мире. В прошлом году было 160 участников, включая спортсменов из других стран. . Количество желающих принять участие в гонке растет, и мы планируем продолжать.
В этом году 11 октября в Сочи на Красной Поляне мы впервые проводим еще одно интересное соревнование — 14-километровый подъем в гору на лыжероллерах. Такой формат соревнований есть только в Норвегии, но у них дистанция меньше и нет такого красивого антуража. А еще все это это добавляет эмоции, дает возможность совместить свои увлечения и с рекламой, и с тем, что люди получают кучу драйва — все это меня наполняет.
Ранее DK.RU писал о том, как делают украшения за десятки миллионов рублей.