Что нужно знать об аудиоаппаратуре, чтобы получить максимум удовольствия от музыки
Роль кабеля в звучании музыки… Вы серьезно? Да, потому что рынок развился так, что можно тестировать разную аппаратуру бесконечно. Тогда что может быть мерилом качества звука? Или дело не в технике?
Меломаны и любители дорогой аудиоаппаратуры, которые разбираются в том, что важно для хорошего звука, на выставке аудио- и видеотехники высокого класса HI-FI & HIGH END SHOW ответили на вопросы посетителей, неглубоко погруженных в тему. В итоге получилась интересная дискуссия, которая привела к нескольким неожиданным для простых обывателей выводам.
DK.RU был свидетелем происходящего. Мы делимся с вами некоторыми тезисами экспертов — российского журналиста, блогера, музыканта, диджея, аудиофила Михаила Борзенкова и эксперта по аудиотехнике High End, писателя, ведущего передачи «СтереоПравда» Михаила Кучеренко.
Михаил Борзенков
Зачем вообще нужна дорогущая аудиоаппаратура?
Справка DK.RU: Hi-Fi (англ. High Fidelity — «высокая точность», «высокая верность») — это стандарт качества звуковоспроизводящей аппаратуры, при котором звук максимально близок к оригинальной записи. High End — маркетинговый термин, означающий технику, ориентированную на аудиофилов.
— Часто слышу, что Hi-Fi подходит не для всякой музыки. Нет, для всякой абсолютно точно, и High End для всякой. Как раз весь смысл в том, что есть жанры, такие как хеви-метал или дум-метал, тот же самый панк (извините), которые нарочито плохо записаны. Но на хорошей аудиосистеме даже Deep Purple хорошо звучит.
Мелодия прекрасно слышна и через колонку с Алисой. Музыкантам, у которых слух чаще всего не тембральный, а мелодический, вообще все равно, из чего слушать. Когда музыка в голове играет, какая разница, какое качество звука?
Возьмем песню «Валенки»: с помощью Алисы мы услышим и мелодию, и слова. Но если это запись «Валенок» в исполнении большого симфонического оркестра, да на колонках весом по 160 кг… — ты услышишь, как басы массируют, это совсем другое дело.
Когда ты слушаешь «Валенки» из Алисы, ты понимаешь, что запись не очень хорошего качества, а потом слушаешь это же на системе Hi-Fi (допустим, Cambridge Audio) и слышишь, что качество ужасное. А потом ты ставишь это же на High End, понимаешь — да, это говно, но кайф-то все равно есть. Когда меня спрашивают, чем отличаются Hi-Fi и High End — вот примерно этим.
Аудиофильство — погоня не за дороговизной, а за опытом
— Дайте мне такую вилку, чтобы я ее воткнул, и больше ни один Швондер не мог сказать, что у меня недостаточно хорошая аудиосистема! Так не бывает. Если бы я с самого начала пришел в аудиофилию без прицела на то, что буду возиться — наверное, прекрасно бы жил со своей первой аудиосистемой из Marantz и Tannoy с дешевыми проводами.
Потому что вообще-то это уже была отличная система. Между нами, она у меня стоит в старой квартире в Смоленске, куда я приезжаю раз в полгода, включаю и балдею, как она кайфово играет. Но после этого у меня был миллион всяких систем. Какие-то были лучше, какие-то — страннее.
Я помню, у меня была система Audio Note ― ламповый усилитель и колонки. Ничего более странного по звуку вообще представить себе нельзя. А вы знаете, что Теодор Курентзис, греческий и российский дирижер и музыкант, на такой системе сводит свои записи в лирической музыке? Это вам не шутки, хотя, корявее ее я не слышал ничего в жизни.
Есть такая стадия аудиофильства, когда ничего не играет. Я дошел до следующей, когда я слышу разные особенности звука и начинаю получать удовольствие даже от каких-то несовершенств. То есть, там нет ни баса, ни верха, а кайф, потому что середина хорошо передает микродинамику.
Аспект тембральной составляющей очень важен, потому что при всем желании колонка с Алисой не может дать нам физиологического удовольствия от восприятия музыки. Ведь за что мы любим, например, рок-концерт? Ну, конечно, не за то, что там качественный звук ― там его нет и никогда не бывало. Но там есть ощущение масштаба.
Если мы возьмем какой-нибудь техно-клуб с хорошим звуком, из-за которого мы туда ходим ― то, конечно, маленькая колоночка никогда подобного ощущения не подарит, а Cambridge с нормальными напольниками ― уже да.
Стереосистема должна соответствовать живому звучанию?
— Кстати, о любимых мифах. Например, о том, что стереосистема должна создавать ощущение живого звука. К реальности это не имеет никакого отношения, потому что живой звук в 150 раз хуже, чем тот, который создан в студии.
70% того звука, который мы слышим из нашей аудиосистемы — абсолютный конструкт, сделанный звукоинженером и звукорежиссером, которые используют для его совершенствования кучу всяких примочек, плагинов, приборов, компрессоров, ревербераторов и так далее.
Вы знаете, как записывается соло-гитара? В семь микрофонов!
То есть в ходе записи создается семь звуковых дорожек, потом в результате все это микшируется, компрессируется и красиво оформляется. Даже если ты посадишь перед собой знаменитого музыканта Эрика Клэптона, он никогда не сыграет так, как звучит гитара из твоих колонок. Это часть нашей музыкальной культуры. Мы живем в мире записанной музыки. И именно в записанном виде она звучит лучше всего.
Как мы слышим то, что невозможно измерить
— Какими параметрами мы измеряем провода исходя из инженерного научного подхода? Чтобы было понятно всем, объясню на примере женщины — можно измерить ее рост, вес и объем ― и в принципе по этим показателям все женщины плюс-минус одинаковые. Но есть один нюанс, если мы чего-то не измеряем, это не значит, что этого нет.
Когда я говорю о проводах, я имею ввиду то, что происходит на квантовом уровне. Человеческий мозг, как инструмент для восприятия, довольно тонкая штука. Судя по всему, мы эти квантовые эффекты, которые происходят в проводах, каким-то образом слышим. И они влияют на звучание аппаратуры.
Опять же, надо понимать, что к 2025 г. даже недорогие Hi-Fi аппараты достигли такого уровня инструментальной точности работы со звуком, что можно легко услышать все его нюансы.
Понятно, что в 1962 г., когда усилители были ламповыми, а мощность у них была 3 Вт, искажения усилителя были районе 10%. Сейчас это тысячные доли процента, даже если аппарат куплен за 20 тыс. руб.
И еще надо помнить, что компаниям, которые разрабатывают и внедряют совершенствования аудиоаппаратуры, невыгодно о них рассказывать.
Михаил Кучеренко
Для звука главное — музыкальный интерьер!
— Конечным продуктом, о котором идет речь, является не отдельный компонент (например, кабель), а вся аудиосистема. Она должна максимально передавать тонкости, нюансы и глубину серьезных музыкальных произведений. В таком контексте роль кабеля как бы теряется в общей системе приоритетов.
Чтобы понять, что для вас важно, нужно определиться, для чего вам все это. Под общей вывеской хайэнда сосуществуют любители инженерных аспектов ― те, кто через это самоутверждается, те, для кого техника высокого класса является лайфстайлом и те, для кого она служит способом расширения кругозора.
Вроде как, кабель нигде не фигурирует… Но есть люди, которых индустрия приучила постоянно что-то выбирать, которые постоянно покупают отдельные компоненты. Мне кажется — это изначальная причина и проблема, которая препятствует нормальному восприятию данной отрасли.
Относительно проводов и кабелей: возникла ситуация, когда, как мне кажется, из мухи раздувается слон. То есть, незначительные по своему эффекту явления, которые не определяют звук в целом, приобретают несоразмерно большое значение.
На первом месте, с точки зрения вклада в общий звук системы, стоят условия, в которых это происходит. На втором месте — так называемые трансдюсеры, то есть преобразователи энергии.
Акустические системы, которые электрический сигнал преобразуют в механический, а механический — в акустический, должны быть правильно расставлены по отношению к слушателю и по отношению к стенам.
Для прослушивания высококачественной музыки High-End нужна специальная комната со звукоизоляцией, с отсутствием лишних предметов интерьера, с высокими потолками и подиумом для музыкального оборудования.
Месяц назад в Москве была выставка AudioSummit, где компания Eclecta за два дня подготовки к выставке умудрились в гостиничном номере построить помещение со специальными акустическими свойствами. Я их спросил: сколько это стоит? Они сказали, что стоимость комнаты 20 кв. м. ― около 2 млн руб.
Все было сделано тщательно и с эстетической точки зрения — вполне удовлетворительно. Там было специальное кресло для домашнего театра, еще что-то… Я настаиваю, что комната — самый важный, самой затратный и наиболее влияющий на общий звук компонент. Да, за него нужно заплатить (условно 2 млн руб.), но назвался груздем — полезай в кузов.
Совет для чайников
Тем людям, которых я с любовью называю чайниками, которые любят музыку и хотели бы двинуться дальше в своих навыках восприятия, раздвинуть свой музыкальный кругозор, я бы не рекомендовал тратить время на всю эту мышиную возню с аксессуарами. Я бы рекомендовал обращаться к людям, которые у них вызывают доверие и смогут поставить конечный продукт под названием аудиосистема. То, что будет в этой аудиосистеме, безусловно, согласуется с пользователем. Но вникать в детали нет смысла — жизнь слишком коротка для того, чтобы тратить ее не выбор кабеля.
В материале использованы фотографии организаторов выставки HI-FI & HIGH END SHOW
Читайте также на DK.RU: Кто и как производит виниловые пластинки в Свердловской области.