«Образовательный» лифт: как школы поднимают статус городских районов
Интеграция частных образовательных учреждений в жилую застройку может стать одним из драйверов развития территории. О реальных кейсах рассказали эксперты конференции «Строим не стены, а смыслы».
Конференция с участием представителей органов власти, инвесторов, а также экспертов в сфере образования, архитектуры, девелопмента состоялась в креативном кластере «Домна». Мероприятие прошло при поддержке правительства Свердловской области, Общественной палаты региона и было нацелено на две главные задачи. Организаторы стремились наладить взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также создать платформу для обсуждения — какими должны стать учебные площадки, чтобы отвечать требованиям времени.
От дома до школы
Одна из дискуссий была посвящена созданию частных школ и детских садов в городских микрорайонах. Ее модератором выступила куратор социальных проектов компании «Брусника» Екатерина Сибирцева.
Экспертные мнения представили архитектор-реставратор компании «Брусника» Светлана Малевич, директор обособленного подразделения школа «Изюм» — частного общеобразовательного центра «Белый слон» Юлия Брюханова, а также директор и основатель сети частных школ Rittel Shool Наталья Риттель.
Эксперты отметили, что растущий спрос на частное образование в шаговой доступности от дома во многом определяет сегодня вектор развития отрасли. Родители предпочитают школы поблизости — интерес к образовательным учреждениям в своем районе только растет.
Родители ценят возможность отправлять детей в школу, условно говоря, «через перекресток», — отметила Наталья Риттель, — и
привлекательность районов с качественными образовательными учреждениями возрастает.
Сотрудничество образовательных учреждений с застройщиками становится стратегически важным направлением, которое не только улучшает качество жизни жителей, но и приносит реальную экономическую выгоду всем участникам процесса. Школы получают площадку, а жилые комплексы становятся привлекательнее для семей с детьми.
Таким образом, частные образовательные учреждения не просто вписываются в жилую застройку, а становятся активными участниками формирования комфортной городской среды, способствуя комплексному развитию территории.
При этом своевременное участие в проектировании здания, где впоследствии будет располагаться школа — один из важных факторов успеха. Практика показывает, что чем раньше специалисты образовательного учреждения включаются в процесс создания объекта, тем более эффективным и функциональным получается конечный результат.
Пример реализации такого подхода — проект Rittel Shool в Академическом районе, где образовательная организация присоединилась к работе еще на этапе котлована. Это позволило создать комфортную, функциональную и безопасную образовательную среду. Школа занимает три с половиной этажа и включает уникальную прогулочную и спортивную зоны на крыше.
Интеграция социальных объектов обогащает жилую среду — будь то новая застройка или развитие уже существующих территорий, — прокомментировала Екатерина Сибирцева. — Такой подход делает территорию более привлекательной и повышает рентабельность любой недвижимости. Жилье строится для того, чтобы в нем жили семьи и росли дети, а значит, вся инфраструктура должна работать на решение этой важной задачи.
Как школы адаптируются к новым реалиям
За последние четыре года произошли существенные изменения в ожиданиях родителей от образовательных учреждений, отметили эксперты. Это не только пешая доступность школы для развития самостоятельности ребенка, но и малые классы для эффективного обучения, а также многоуровневый персонал, включающий кураторов, тьюторов, логопедов, дефектологов.
Частные школы гибко адаптируются к новым требованиям, в том числе и по форматам обучения, что делает их конкурентоспособными на образовательном рынке. Например, система школьного образования Rittel Shool предусматривает различные формы обучения: очную, заочную, дистанционную и экстернат. Такой подход дает возможность подобрать вариант для каждого ученика. Для детей-спортсменов разрабатывается индивидуальное расписание с учетом тренировочного процесса. Детям с частыми заболеваниями предлагаются альтернативные способы получения знаний. Ученикам с особенностями здоровья создаются специальные условия обучения.
Важным преимуществом небольших учебных заведений становится возможность индивидуального подхода к освоению программы. Эта тенденция будет усиливаться, поскольку растет число детей с особенностями в обучении. В связи с этим увеличивается потребность в гибкости педагогов и других сотрудников образовательного процесса при работе с каждым учеником, — отмечает Наталья Риттель.
По ее словам, подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни ребенка и его семьи. В это время дети стремительно меняются, и родители часто не знают, как выстроить с ними диалог: вчера близкий и понятный человек сегодня может казаться совершенно чужим. В этот период школа может стать опорой для семьи, помогая сохранить гармонию в отношениях и поддержать подростка на пути взросления.
Профориентация становится еще одной ключевой задачей современного частного образования. Rittel Shool решает эту проблему благодаря обширной сети партнеров (более 80 организаций, в том числе МГУ и УрФУ), которые помогают школьникам определиться с будущей профессией и найти свое призвание через участие в различных программах.
Читайте также на DK.RU: Как правильно выбрать школу для подростка