Французская L’Oreal судится с российской таможней из-за почти 900 млн руб. Две версии
Иск зарегистрирован в Арбитраже, стороны не раскрывают его подробности. Говоря о возможных причинах спора, участники рынка выдвигают две версии. Что происходит? — разбираемся на DK.RU.
АО «Л’Ореаль», дочерняя компания французского бренда парфюмерии и косметики L’Oreal, подала иск в Арбитражный суд Москвы к Центральному таможенному управлению. Сумма претензий составляет 895,8 млн руб., передает Коммерсант со ссылкой на картотеку дел.
В отличие от многих иностранных бизнесов, L’Oreal не покинула российский рынок после усиления геополитических разногласий со странами Запада в 2022 г. Она закрыла свои магазины, приостановила инвестиции в маркетинг, но не остановила производство средств гигиены на своей фабрике в Калужской области и продолжила ввозить декоративную и уходовую косметику из Франции, Италии и Германии. По итогам 2024 г. выручка «дочки» составила 68 млрд руб., чистая прибыль — 8,7 млрд руб. (данные СПАРК).
Подробности иска пока не раскрывают ни в компании, ни в таможенной службе. Участники рынка выдвигают две версии, из-за чего случился спор.
Версия первая. Пошлины
Многомиллионные иски к таможне часто связаны с пошлинами, рассказал источник издания:
В начале 2025 г. у импортера одной из российских розничных сетей возникла похожая ситуация. Компания ввозила косметику из Италии, Испании и Бельгии, к ее продукции таможня применила повышенные ввозные пошлины (35%), а импортер считал, что оснований для таких требований нет.
В декабре 2022 г. на отдельные виды парфюмерно-косметической продукции из «недружественных» стран были введены пошлины. В апреле 2025 г. перечень был расширен, в него внесли духи, пудру, средства для волос и макияжа губ, а также средства по уходу за кожей. Одновременно по некоторым позициям заградительные меры, напротив, были смягчены. Так, духи, туалетная вода, пудра и средства для волос из Франции стали облагаться пошлиной 20% (ранее — 35%). Такие же послабления ввели и для итальянских средств для макияжа губ и пудры. Более того, весь парфюм и вся косметика из Венгрии, Словакии и Южной Кореи были освобождены из-под действия пошлины.
Согласно этой версии, спорной является сумма пошлины на продукцию, ввезенную «Л’Ореаль» в период после апреля 2025 г. Вероятно, таможня начислила ее в размере 35%, хотя на тот момент уже действовало снижение до 20%.
Версия вторая. Лицензионные платежи
Юлия Шленская, руководитель таможенно-логистического оператора КВТ, указывает на то, что «непосредственно с Центральным таможенным управлением судятся из-за лицензионных платежей, которые импортеры не включают в таможенную стоимость»:
Похожий спор был у шведского одежного ритейла H&M. В 2021 г. таможенный орган взыскал с компании 3 млрд руб. из-за того, что та не включила лицензионные платежи в таможенную стоимость большой партии ввезенной в РФ партии товаров.
По этой логике «Л’Ореаль», скорее всего, уже выплатила в бюджет 895,8 млн руб., а теперь хочет вернуть их.
Судя по судебной практике, дела с включением лицензионных платежей в таможенную стоимость обычно складываются не в пользу таможенных органов, — резюмировала Шленская.
***
Накануне стало известно, что американская Coca-Cola Company подала иск к ООО «Кока-кола компания», зарегистрированному в Южной Осетии. Весной эта компания начала производить собственные напитки под брендом Coca-Cola, рассказывал DK.RU. Несмотря на уход из России, права на торговую марку в стране продолжают действовать как минимум до 2034 г.
Еще одна заметная американская компания, производитель продуктов питания и кормов Mars (как и L’Oreal, продолжает работать в России и имеет здесь в том числе свои производственные мощности — Прим.ред.), в середине лета оказалась в опале со стороны ритейлера X5, управляющего крупнейшими в России торговыми сетями «Пятерочка» и «Перекресток». После повышения отпусных цен на шоколад, драже и жвачку X5 заявила о приостановке закупки продукции Mars, сообщал DK.RU. В начале осени сторонам удалось договориться, и ритейлер возобновил сотрудничество.