Розничные цены на бензин в России могут привязать к инфляции
Инициатива ввести потолок для розничных цен исходит от НАС и связана с резким подорожанием топлива. Бизнес ее не поддерживает: кроме инфляции, у продавцов бензина и дизеля есть другие расходы.
Национальный автомобильный союз (НАС) обратился в ФАС с инициативой ввести индекс, который бы регулировал рост цен на бензин в России. Он должен рассчитываться так: стоимость топлива в аналогичный день прошлого года плюс инфляция, пишут «Известия».
В условиях, когда правительство взяло на особый контроль ситуацию со снабжением топливом и его стоимостью на российских заправках, считаем целесообразным ввести некий потолок цен на АЗС — специальный механизм контроля. Он должен рассчитываться с помощью ценового индекса: стоимость топлива не должна превышать среднюю по региону в соответствующий день 2024 года плюс уровень накопленной инфляции, — пояснил президент НАС Антон Шапарин.
Как рассказывал DK.RU, в середине сентября более 10 субъектов РФ столкнулись с дефицитом топлива на независимых заправках. Вскоре проблема перестала быть локальной, из всех регионов страны начали поступать новости о нехватке бензина и дизеля и о резком росте цен на них. Где-то даже стали вводить ограничения на отпуск топлива.
Следом начали расти цены. Так, в Свердловской области всего за неделю самые популярные марки подскочили на несколько рублей: стоимость Аи-95 достигла 70 руб. за литр.
Участники рынка говорят, что от дефицита бензина страдают в первую очередь независимые заправки: у многих нет собственных больших хранилищ, как у вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Кроме того, они вынуждены покупать топливо на бирже, где цены постоянно растут, лишая сети минимальной маржи.
ФАС пытается контролировать динамику цен, и это работает с ВИНКами, но на независимые заправки служба повлиять не может, они свободны в своем ценообразовании. К слову, последних в России 60% от всего количества АЗС.
Антон Шапарин считает, что для обеспечения равных условий для ВИНКов и независимых АЗС необходима «единая, прозрачная и понятная для всех участников рынка нормативная база по регулированию цен на АЗС».
Предприниматели, работающие на розничном рынке продажи топлива, не поддерживают инициативу НАС. Павел Баженов, президент Независимого топливного союза (НТС), заявил «Известиям», что на рынке возникают «ценовые тиски», связанные с разницей оптовых и розничных цен.
Цены в сетях ВИНК удерживаются в инфляционном коридоре, тогда как оптовые котировки формируются рыночным способом. Это сочетание рождает регулярные «ценовые тиски»: в высокий сезон или при форс-мажорах оптовая стоимость поднимается выше розничной. Крупные вертикально интегрированные компании могут какое-то время торговать в убыток розницы за счет запаса прочности всей вертикали, а независимые — нет. Отсюда дискриминация части игроков, локальные дефициты и срыв инвестиций в инфраструктуру, — описал ситуацию эксперт.
Баженов считает, что вместо введения потолка цен необходима «прозрачная мониторинговая система, которая бы синхронно отслеживала розничные и оптовые индикаторы и содержала вшитую модель издержек и необходимой маржи для нормальной работы и развития АЗС».
Сама идея потолка стоимости топлива на АЗС выглядит понятной для потребителя, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Однако такой подход не будет учитывать рост налоговой и административной нагрузки, что может негативно повлиять на бизнес, считает он.
Напомним, для предотвращения топливного кризиса правительство РФ продлило запрет на экспорт бензина до конца 2025 г., это касается всех экспортеров, включая непосредственных производителей. Кроме того, введен запрет на экспорт дизеля и судового топлива.
Ранее на DK.RU:
>>> Новак и Набиуллина уверили россиян, что проблемы с бензином в стране — временные
>>> Минус 4 рубля за литр. АЗС терпят рекордные убытки от продажи бензина АИ-95