Меню

В «Деловом Доме на Архиерейской» рассказали, как поставить на поток реставрацию ОКН XIX в.

Автор фото: Ирина Смирнова. Иллюстрация: DK.RU

Процесс ревитализации купеческих усадеб денег не приносит, да еще и тщательно контролируется чиновниками. Многие инвесторы вообще не видят в нем экономики. Как же он удается тем, кто им занимается?

«Легких» объектов культурного наследия (ОКН) не бывает. Это мы уже поняли, кропотливо изучая эту тему. Мало кто в Екатеринбурге реставрирует ОКН в таком количестве, как это делает «Деловой Дом на Архиерейской». И, соответственно, мало кто погружен в этот вопрос настолько досконально: в компании даже замахнулись на создание регионального стандарта по реставрации памятников архитектуры.

В своем проекте «Ген уральского предпринимательства» мы много рассказывали не только про историю бизнеса XIX в., но и об архитектурном наследии, которое оставила нам эта эпоха. Нужно оно нам или нет, и в каком количестве — споры не утихают, тем не менее центр города заметно преобразился за последние 10 лет, теперь купеческие усадьбы, доходные дома, гостиницы и даже мельницы дореволюционного Екатеринбурга как будто живут свою вторую жизнь, но уже в контексте XXI века.

Руководитель пресс-службы холдинга «Деловой Дом на Архиерейской» Александр Оводов рассказал, как компании удается решать бюрократические проблемы, какие дома уже восстановлены и каковы дальнейшие планы.

Вы занимаетесь восстановлением ОКН с 2005 г. Сколько зданий уже удалось восстановить? Сколько сейчас в работе? Вы только физически восстанавливаете дома или ревитализируете их, то есть продумываете концепцию их будущей жизни?

— На сегодняшний день в различных стадиях реставрации находятся следующие объекты:

  • усадьба купчихи Бородиной;
  • усадьба Блохиной;
  • здание «Земской школы»;
  • «Первый дом купца Ошуркова»;
  • «Господский дом» на территории завода «Тонус».

В 2024-2025 гг. завершена реставрация следующих ОКН:

Дом Флоринского. В двухэтажном особняке на улице Сакко и Ванцетти после реставрации открылся аутентичный ресторан «Florinsky».

Дом Флоринского до реконструкции, фото: «Деловой Дом на Архиерейской»

Усадьба ротмистра Переяславцева. В сентябре 2024 г. завершена комплексная реставрация усадьбы на ул. Карла Либкнехта. Здание долгие годы стояло полузаброшенным, несмотря на расположение в центре города — напротив «Центральной гостиницы», на гостевом маршруте. В рамках ревитализации объект приобрел новый статус, теперь это единственный в Екатеринбурге Дворец бракосочетаний, расположенный к тому же в историческом особняке. Сейчас для регистрации брака туда выстраивается очередь из молодоженов — только за лето 2025-го там зарегистрировалось более 1600 пар.

 
Эскизы усадьбы ротмистра Переяславцева, фото: «Деловой Дом на Архиерейской»

Дом городского головы Ильи Симанова. Образец особняка в стиле классицизма конца XIX века. Более 30 лет здание в самом центре города простаивало, превратившись со временем в аварийный объект. На протяжении трех лет шла комплексная реставрация, которая включала в себя как адаптацию под современные условия использования, прокладку инженерных сетей, так и полную реставрацию фасада силами уральских мастеров, которые вручную снимали слепки с лепнины и восстанавливали ее.

Дом Ильи Симанова, фото Ирины Смирновой, DK.RU

Почему вы занимаетесь восстановлением ОКН? Спрашиваем, потому что многие инвесторы рассказывали нам про семь кругов ада бюрократии, про то, что вложения в ОКН никогда не окупятся, а прибыль от них чрезвычайно мала. Вы можете опровергнуть эти тезисы?

— Если позволите, отвечу лаконично: мы занимаемся восстановлением ОКН, потому что кто-то должен этим заниматься. Нельзя весь город застроить небоскребами и жилыми комплексами. Это и социальная миссия, и вклад в будущее города, который таким образом сможет сохранить свой исторический, аутентичный облик.

Усадьба Бородиной, Добролюбова 9а, фото: «Деловой Дом на Архиерейской»

Безусловно, это ответственная миссия и глубокое понимание истинной ценности архитектурного наследия столицы Урала, чем высокомаржинальный бизнес. Коллеги-инвесторы вас не обманывают. Но если не гнаться за мгновенной выгодой, а рассматривать долгоиграющую перспективу — это может быть устойчивым бизнесом со стабильной прибылью. Сколько через 10 лет в центре города будет исторических площадей и свободной земли в принципе? Вот и ответ.

После восстановления здания вы берете его в свое управление или продаете? 

— Помимо реставрации ОКН мы являемся профессиональной управляющей компанией с многолетней экспертизой и компетенциями. Поэтому после реставрации мы принимаем объект в свое управление, которое включает корректную эксплуатацию, поиск соответствующих арендаторов, которые понимают и разделяют ценности размещения в памятнике архитектуры, а также ревитализацию и продвижение объекта.

Здание Земской школы, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 6

За последние годы мы открыли двери в такие объекты, о которых большинство горожан и не знало, потому как все они находились в удручающем состоянии. В рамках «Ночи музеев» проводились экскурсии по особнякам с участием известных журналистов и медийных лиц. В 2025 г. «Дом Симанова» стал площадкой для дискуссий о сохранении ОКН между властью и бизнесом, там проходили премьеры фильмов уральских режиссеров, совсем недавно прошел «Фестиваль креативных индустрий».

За годы работы у нас сложилось четкое понимание — помимо стройки, нужен еще и хороший пиар исторического наследия. Тогда им будут заниматься, интересоваться — не только арендаторы, но и инвесторы и жители города.

Как вы выбираете здания, чтобы взять их себе в работу? Это те, которые менее разрушены, или те, с которыми меньше бюрократической работы (меньше собственников, например)? Или, может быть, вы берете в работу здания с хорошим экономическим потенциалом?

— «Легких» ОКН не бывает. Вопрос предполагает упрощение выбора, но здесь его нет. Все объекты, которые мы берем в работу, по-своему сложные. Где-то полностью уничтожен интерьер, где-то — коммунальная квартира на 30 собственников, и со всеми нужно договариваться. Есть общедоступный список объектов, которые власти предлагают бизнесу (не только нашей компании) реставрировать, чтобы затем получить объект в собственность либо в долгосрочную аренду.

Наши эксперты анализируют предложения и предлагают взять в работу такие объекты, которым еще можно дать вторую жизнь. Большинство зданий расположено в центре города, потому что в XIX веке и сам город был меньше — 90% исторической застройки расположено на 4-5 современных кварталах.

Усадьба Блохиной, ул. Декабристов, 34, фото: «Деловой Дом на Архиерейской»

Как происходит восстановление здания от момента, когда вы приняли решения о его спасении? Можете перечислить этапы?

— Первый этап — это комплексный осмотр и изучение здания «как есть» — смотрим исторические планы, справки и иные материалы, позволяющие «увидеть» первоначальный облик памятника.

Второй — получение «задания на сохранение». Если простыми словами, это ТЗ от Управления охраны памятников, в котором перечислены основные требования к проекту реставрации объекта.

Третий — разработка проекта реставрации и его утверждение.

Четвертый — множество итераций согласований, уточнений, переговоров. Здесь можно даже не углубляться, это долго и скучно читать.

Пятый — подготовка объекта к реставрации: усиление несущих частей, демонтаж тех элементов, которые безвозвратно уничтожены временем или человеком (распространены оба варианта), базовое подключение к сетям для организации работ (часто бывает, что исторические здания не подключены ни к водоснабжению, ни к электричеству).

Шестой — строительно-монтажные работы, реставрационные работы.

Седьмой — «допиливание» точечных элементов, счет которым может идти на десятки и сотни. Важно понимать, что в XIX веке проектировщики, а точнее, архитектор и заказчик (работали именно в такой паре) не предполагали наличия центрального отопления, водоснабжения, систем кондиционирования, интернета и систем безопасности. Это все нужно с хирургической точностью интегрировать для современного использования, не повредив при этом конструктив здания и выполнив вышеупомянутое задание на сохранение объекта. Это тонкая работа, что-то на стыке творчества и инженерии.

Есть масса бюрократических сложностей при реставрации ОКН, а вы, кажется, поставили восстановление памятников на поток. Как вам это удалось?

— Сейчас мы активно работаем над внедрением «регионального стандарта» по ОКН — это комплекс мер, который достаточно эффективно работает в других регионах РФ. Регстандарт позволяет прозрачнее выстраивать работу с ОКН, получать меры поддержки в этой работе.

На сегодняшний день в Свердловской области нет ни одного стимулирующего инструмента для инвесторов, которые хотят связать свою деятельность с исторической недвижимостью. Региональные власти наш голос слышат, проблемные места этой отрасли знают лучше нас и готовы совместно двигаться в сторону создания подобного инструмента. Это позитивные сигналы.

Читайте также на DK.RU: Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в.