ИИ заходит в аудиторию. Вуз закинул нейросеть — и поймал волну будущего
Искусственный интеллект не просто инструмент — он меняет саму природу университетского образования. Как вузы перестраивают процессы, в интервью DK.RU рассказал проректор УрГЭУ.
С одной стороны, искусственный интеллект (ИИ) дает возможности для повышения эффективности образовательного процесса, автоматизации рутинных задач и персонализации обучения. С другой — несет риски: может ослабить критическое мышление студентов и подменить креативность шаблонными ответами.
Антон Лылов, проректор по информационным технологиям и искусственному интеллекту Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ), считает, что главное — найти баланс. Важно развить у студентов навык «умной работы» с технологиями: от постановки вопросов до проверки результатов. И тогда ИИ не заменит, но усилит человеческий потенциал.
В чем заключается подход УрГЭУ к подготовке специалистов в эпоху цифровизации? Как университет сочетает фундаментальное образование с освоением новых технологий?
— В УрГЭУ информационные системы и ИИ становятся одним из базовых элементов подготовки специалистов: университет не просто следит за технологическими трендами, а системно встраивает их в образовательный процесс.
Нам важно, чтобы выпускники УрГЭУ получили не только знания, но и цифровую грамотность нового уровня: умение работать с ИИ‑инструментами, оценивать их выводы и применять технологии для решения профессиональных задач. Это делает их конкурентоспособными специалистами, готовыми к вызовам современной экономики.
Потенциальные работодатели наших будущих выпускников часто интересуются, как мы готовим специалистов, — в связи с этим в образовательный процесс в УрГЭУ интегрированы учебные модули по использованию ИИ именно в прикладном ключе.
Какие сервисы помогают студентам осваивать учебный материал?
— Один из примеров — ИИ‑инструмент для подготовки презентаций к лекциям: лектор предоставляет выверенные материалы, а искусственный интеллект на их основе формирует презентацию и ее озвучивает. Студент может в удобное время прослушать лекционную программу (с помощью телефона, компьютера или ноутбука), усвоить материал, а затем выполнить контрольные задания, посетить практические занятия и обсудить с лектором возникшие вопросы.
Преподаватели университета используют конструктор курсов с ИИ. При этом обновления в технологиях и рыночных трендах оперативно интегрируются в лекционный материал. Такие электронные образовательные курсы позволяют студентам получать актуальные знания в структурированном виде.
Особое внимание уделяется освоению профессиональных инструментов: студенты учатся применять ИИ для решения реальных задач — от автоматизации расчетов и визуализации данных до разработки прототипов цифровых решений.
Так, будущие IT‑специалисты осваивают современные фреймворки и нейросети, а экономисты — аналитические платформы, востребованные на рынке.
Для практических дисциплин УрГЭУ использует виртуальные симуляторы и цифровые лаборатории: будущие инженеры и технологи отрабатывают операции в безопасной среде, не рискуя оборудованием и реагентами. В лаборатории виртуальной реальности с VR‑очками студенты изучают современные методики — от криминалистики до определения плотности и жирности молока.
Расскажите о чат‑боте УрГЭУ: какова его главная задача и какую роль он играет в цифровой системе университета?
— Чат‑бот — элемент цифровой среды УрГЭУ, который помогает быстро найти важную информацию. Пользователь задает вопрос в диалоговом окне чат-бота УрГЭУ в мессенджере МАХ — и сразу получает ответ.
С его помощью можно узнать расписание и местонахождение аудиторий, получить ссылки на документы (правила, приказы и т.д.), выяснить контакты подразделений и ответственных лиц. Можно получить ответы на вопросы о стипендиях, мероприятиях и сервисах вуза. Это экономит время (не нужно звонить или писать письма) и снижает нагрузку на административный персонал вуза.
Бот автоматически отображает пять последних новостей университета и содержит ссылку на официальный канал связи. Ключевое преимущество — система не генерирует контент с помощью ИИ, а оперирует актуальными данными из достоверных источников.
Какие технологические решения внедрены в вузе, чтобы участники образовательного процесса могли сосредоточиться именно на обучении и преподавании, а не на технических вопросах?
— В УрГЭУ создана полноценная цифровая среда для учебы и работы. Например, у сотрудников есть единая учетная запись, открывающая доступ ко всем сервисам вуза. Теперь с одним логином и паролем можно получать и проверять задания, пользоваться всеми необходимыми ресурсами. Дополнительно введена единая электронная карточка: она служит и пропуском на территорию университета, и ключом от аудиторий — достаточно приложить ее к считывателю, чтобы попасть в помещение согласно расписанию занятий.
Помимо образовательных платформ, работают и финансовые сервисы — например на базе «1С» для документооборота и закупочной документации, что позволяет оптимизировать бумажный оборот.
Не опасаетесь ли вы, что доступность ИИ‑инструментов подталкивает студентов избирать «путь наименьшего сопротивления» — брать готовые решения вместо самостоятельной мыслительной работы?
— Да, действительно, студенты всегда стремились успеть как можно больше — нередко жертвуя сном и отдыхом, чтобы быстро подготовиться и условно за ночь выполнить все задания. Мы интегрируем ИИ в обучение не как замену мышления, а как инструмент: учим студентов применять его осознанно и грамотно.
Для этого выстраиваем образовательный процесс так, чтобы ИИ не подменял собой осмысленную работу студента. Напротив: через взаимодействие с технологиями учащиеся осваивают новые методы анализа, учатся задавать правильные вопросы и принимать обоснованные решения — то есть развивают именно те навыки, которые невозможно автоматизировать. Это меняет саму атмосферу обучения: оно становится увлекательнее, а студенты реже ищут лишь «готовое решение».
Ключевой момент — продуманная информационная среда, которую мы выстраиваем. Она не подменяет собой учебу, а организует ее так, чтобы студент оставался вовлеченным: видел смысл, понимал связи, проходил необходимые этапы осмысления. В такой системе ИИ выступает не «кнопкой быстрого ответа», а помощником, расширяющим возможности.
Кроме того, искусственный интеллект помогает преодолевать языковые и культурные барьеры: студенты из разных стран легче находят общий язык, обмениваются идеями, учатся друг у друга.
Университет — это живая динамичная система: здесь постоянно появляются новые вызовы и новые возможности. Наша задача — не просто реагировать на изменения, а анализировать их, тестировать перспективные решения, внедрять то, что работает, и при этом четко отслеживать результаты. И, конечно, смотреть вперед — прогнозировать, как технологии будут влиять на образование завтра.
Сегодня ИИ помогает автоматизировать рутину: проверку тестов, составление расписаний, поиск источников. Это освобождает время для творчества и глубокого анализа. Благодаря этому он освобождает энергию от рутинных задач — вместо того чтобы тратить силы на поддержание порядка или выполнение механических действий, студент переключается на творчество.
Ведь человек по своей природе — творец. Такой подход открывает перед ним новые горизонты: он начинает видеть перспективы для собственного развития, для своего университета, для любого дела, за которое берется. А эти горизонты, если вдуматься, безграничны — значит, развиваться нужно постоянно.
Читайте также на DK.RU: Яков Силин: Хорошее экономическое образование всегда в цене