Меню

Арман Воскерчян, Philips: Создать технологический оазис в России невозможно

Компания Philips изменилась — направление, связанное с электрическим светом, стало отдельной структурой. Теперь гендиректор Philips в России и СНГ сосредоточится на бытовой и медицинской технике

С тех пор, как компания Philips наладила в России выпуск компьютерных томографов, договорившись с компанией «Электрон» об их совместном производстве, прошло больше пяти лет. По словам Армана Воскерчяна, гендиректора Philips в России и СНГ, предприятие готово расширить номенклатуру медицинского оборудования, если решит несколько принципиальных вопросов, мешающих локализовать продукцию. В первую очередь, компанию интересует, как будет рассчитываться процент добавленной стоимости в цене медизделия.

Г-н Воскерчян возглавил российскую Philips в феврале 2015 г. Прежде он руководил сектором Philips «Здравоохранение», а до этого – российским подразделением «Джонсон & Джонсон». Российским предприятиям, выпускающим оборудование для здравоохранения г-н Воскерчян больше известен как глава совета директоров Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA), созданной благодаря усилиям его единомышленников.

Кризис повлиял на сбыт продукции Philips в России?

– Если говорить о потребительском рынке, то за пять месяцев 2015 года продажи в разных сегментах сократились от 5% до 40%. Причин тому несколько. Прежде всего, зарплаты населения сейчас находятся в отрицательной зоне – их реальный уровень падает. А инфляция, полагаю, самая высокая за последние 15 лет. Плюс девальвация рубля, которая также наложила свой отпечаток. На рынке медицинского оборудования спрос тоже уменьшился на 15-20% – в основном, из-за того, что федеральные деньги поступают в регионы с опозданием: многие крупные проекты откладываются или замораживаются. А у частной медицины, которая последние годы была драйвером рынка, сегодня нет доступных кредитных ресурсов.

На что вы рассчитываете в 2015-2016 гг.?

– Резкого всплеска потребительского спроса, как в 2009 году, мы не увидим. Экономике еще далеко до стабилизации – ряд ключевых показателей продолжает снижаться. На мой взгляд, раньше четвертого квартала ситуация в стране не улучшится, а некоторый рост и восстановление потребительского спроса можно ожидать в первом квартала 2016 года. Это новая реальность, в которой все мы будем жить – бизнесу придется к ней адаптироваться.

Как будет адаптироваться компания Philips?

– Россия остается одним из приоритетных рынков, где мы хотели бы не только присутствовать, но и инвестировать в развитие бизнеса. Вариантов его локализации несколько, например индустриальное производство. Помимо этого мы участвуем в научно-исследовательских программах – у компании Philips есть успешные примеры такого сотрудничества в Санкт-Петербурге. На мой взгляд, это очень важное направление – оно помогает формировать в России конкурентную экономику. Компания готова предложить министерству здравоохранения РФ образовательные программы для врачей, медсестер и администраторов. Технологический уровень в этой сфере меняется стремительно – появляются новые продукты, новые решения. Чтобы пациенты быстрее получили доступ к современным технологиям, нужна мобильная система обучения медицинского персонала. Вот лишь несколько примеров взаимодействия.

Готовы ли вы локализовать производство на Урале?

– Наша локализационная карта включает большой набор высокотехнологичного медицинского оборудования: компьютерные томографы, диагностическое оборудование, аппараты УЗИ, системы мониторинга пациентов – во всех ключевых направлениях, где компания сейчас работает. Стратегию локализации мы сейчас разрабатываем. Модель может быть разной – и собственные предприятия, и контрактное производство с партнерами. Но прежде чем мы перейдем к конкретным шагам, нужно минимизировать риски и убрать барьеры. В том числе, решить несколько вопросов, которые руководство компании считает принципиальными. Например, урегулировать ситуацию с ввозными пошлинами на комплектующие. Если импорт медтехники, аналогов которой в России нет, пошлинами не облагается, то за комплектующие приходится платить. Это создает определенный дисбаланс и делает сборку аппаратов в России менее привлекательной.

Такие правила ввели, чтобы стимулировать производство внутри страны. Считается, что отверточная сборка не развивает российскую экономику, поскольку доля добавленной стоимости невелика.

– Если посмотреть, как выстроена производственная система на глобальном уровне, станет ясно, что полностью локализовать производство в России невозможно. Любое европейское предприятие, производящее высокотехнологичную медицинскую технику, заказывает комплектующие в других странах. Благодаря разделению труда в мире сложилась устойчивая структура промышленных площадок. Перенести в Россию весь производственный комплекс и все продукты – невыполнимая задача. Надо найти подход, который позволил бы сделать локализационную форму выгодной для бизнеса. В частности, для нас важно, как будут считать адвалорную долю (доля добавленной стоимости российского производства по отношению к общей стоимости продукта – прим ред.), поскольку к государственным тендерам планируют допускать только продукцию с высокой степенью локализации. Основной вопрос – как выстроить взаимодействие частных и государственных структур, если очевидно, что быстро локализовать производство не удастся. На наш взгляд, необходим гибкий подход, учитывающий длительность переходного процесса. Схожие проблемы придется решать, когда нам потребуется сертификат СТ1, подтверждающий производство оборудования в России, чтобы продавать его в странах СНГ.

То есть идея импортозамещения в медицине – это химера?

– Да, создать технологический оазис в отдельно взятой стране нельзя. В любом случае придется налаживать контакты с производителями техники в других странах. Необходимо понять, какой участок технологической цепочки экономически целесообразно локализовать в России – в этом случае местное производство стало бы частью общемировой индустриальной экосистемы.

А как вы оцениваете российское производство медтехники?

– Сегодня 80% медицинского оборудования в России – импорт. Хотя в последние годы страна расширила производство собственной техники, и среди этой продукции есть вполне конкурентные образцы. Например, рентгеновские установки и аппараты УЗИ. Появляются производители компьютерных томографов, которые могут стать эффективными. Но есть и направления, создать которые – с учетом их сложности – быстро не получится. Как и не представляется возможным в ближайшей перспективе выпускать все продуктовые линейки в России.

Philips больше рассчитывает на сотрудничество с государственными структурами или с бизнесом?

– Обе сферы интересны по-своему. В государственном секторе серьезным шагом вперед была программа модернизации, которая действовала с 2010 по 2013 гг. Благодаря ее реализации ситуация в здравоохранении улучшилась – и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения новых технологий. Однако после этого модернизационного всплеска мы увидели, что финансирование сокращается. И поскольку бюджет здравоохранения зафиксирован в рублях, падение курса ограничивает возможности закупать импортную продукцию. В то же время частная медицина стабильно развивалась все последние годы, а сейчас финансировать проекты, связанные со строительством новых центров и клиник, стало непросто. Но частный сектор продолжает развиваться, невзирая на кризис, хотя и невысокими темпами – заказчиков достаточно много, и ориентир на частную медицину – одна из главных возможностей, которые мы видим.

За счет чего вы намерены обойти конкурентов?

– Когда денег недостаточно, нужно правильно ими распорядиться. Компания Philips могла бы помочь оптимизировать расходы и государственным, и частным медицинским центрам. У нас есть собственная экспертиза по оценке эффективности инвестиций в здравоохранении и конкретные предложениям по оптимизации. А поскольку доступ к заемным средствам затруднен, возрастает интерес игроков рынка к альтернативному финансированию через различные схемы, рассрочки платежа, лизинг. Это может стать нашим серьезным конкурентным преимуществом.

То есть, невзирая на кризис, перспектива есть?

– Экономическая ситуация подсказывает: тому, кто заинтересован развивать связи с Россией, необходимо выстраивать диалог с властью. Я надеюсь, что государственные структуры его поддержат.

Что по этому поводу говорят чиновники из министерств?

– Минпромторг РФ представляет себе все риски и сложности. Как мы понимаем, в переговорные процессы вовлечено очень много ведомств, решения принимаются не так быстро, как хотелось бы. Поэтому для нас был важен конструктивный диалог с представителями власти и бизнеса на ИННОПРОМе. Надеюсь, мы смогли обозначить проблемы, которые мы видим, и возможности их решения.