Меню

Бизнес и культура — нужны ли мы друг другу?

Владимир Белоусов заместитель директора Екатеринбургской электросетевой компании Александр Колотурский директор Свердловской государственной академической филармонии (СГАФ) Алла Петрова заместител

У представителей бизнеса и культуры одна и та же задача — воспитание культурных людей, которые будут эффективными работниками и активными потребителями товара учреждений культуры — классического искусства. На встрече Дискуссионного клуба, организованного «ДК» и Свердловской государственной филармонией, эксперты пытались понять реальные механизмы взаимовыгодного сотрудничества компаний и культурных заведений города.

Владимир Белоусов

заместитель директора Екатеринбургской электросетевой компании

Александр Колотурский

директор Свердловской государственной академической филармонии (СГАФ)

Алла Петрова

заместитель директора СГАФ

Руслан Сагидуллин

президент группы компаний «АСП»

Анатолий Сысоев

вице-президент СУАЛ-холдинга

Олег Хабибуллин

депутат городской думы

Михаил Ходоровский

председатель правления СКБ-банка

Алла Эбель

директор мебельной студии «День и Ночь»

 

Бизнес и культура — нужны ли мы друг другу?

За последнее десятилетие стало обыкновением любой пример взаимодействия российского бизнеса и учреждений академической культуры относить к одной из двух ситуаций: либо это своего рода товарно-денежные отношения (мы вам спонсорскую помощь, вы нам — PR), либо это веление души предпринимателя (я хочу бескорыстно помочь любимой филармонии, театру etc, и мне взамен ничего не нужно). Но сейчас и предприниматели, и деятели культуры заговорили о необходимости новой модели сотрудничества. В ее основе — солидарная ответственность бизнеса и культуры за базовые ценности общества, от которых зависит его будущее, а следовательно, и перспективы бизнеса и учреждений культуры.

 

Бизнес заинтересован в культурных работниках

Предприниматели, представляющие экспертную группу, говорили о своем глубинном интересе к сотрудничеству с учреждениями культуры, исходя прежде всего из стратегических целей бизнесов. Все бизнесмены сошлись во мнении, что долговременное, планомерное развитие их компаний в условиях глобальной конкуренции возможно только в том случае, если их сотрудники будут людьми культурными. Быть культурным, по мнению экспертов, совсем не означает способность читать партитуру Баха с листа и отличать импрессионистов от передвижников (хотя некоторым предпринимателям нужны работники именно с такими компетенциями). Большинство бизнесменов предпочитают, чтобы их работники были знакомы с произведениями искусства — носителями общечеловеческих гуманитарных ценностей. Управленческий опыт свидетельствует о том, что такой человек работает прежде всего эффективно. «Мне как бизнесмену нравятся культурные люди. Во-первых, они готовы пойти на компромисс. Во-вторых, они умеют слушать собеседника, они неконфликтные», — заметил Анатолий Сысоев, вице-президент СУАЛ-холдинга. Предприятия, сформировавшие осознанное отношение к уровню образованности своих сотрудников, задают высокую планку на этапе отбора, оценивая культурность соискателя. Во многих компаниях кандидатов отбирают по степени соответствия конкретным критериям и требованиям и выясняют, достаточна ли культура человека для того, чтобы работать в этом бизнесе. По словам Аллы Эбель, директора мебельной студии «День и Ночь», первое (но не единственное) условие для возможности попасть в ее фирму — образованность. Алла Эбель: «Мы исходим из того, что образованность человека формирует его кругозор. Понятно, что человек может и не быть экспертом в классической музыке или в литературе. Но кандидат в продавцы нашего магазина должен прочитать школьный минимум по литературе и уметь отличать Чайковского от Баха. Мы столкнулись с тем, что, если «картина мира» человека ограниченна (недополучил чего-то в семье, или он сам «не наработал» знаний), столько бы мы его ни учили рассказывать о стилях, употребляя термины «барокко» или «ампир», каждый раз, перед тем как это слово произнести, он вынужден пытаться перепрыгнуть через высоченную планку. Клиент это чувствует».

Дополняя это мнение, Владимир Белоусов, заместитель директора Екатеринбургской электросетевой компании, объяснил, почему образованность не может служить единственным показателем культуры человека: «Культура — это состояние души, потребность быть культурным. У нас есть люди, не окончившие никаких университетов, но по сути они культурные люди. Культура человека — это не всегда то, что и как он говорит, она по действиям видна. Человек может хорошо говорить, но при этом так отвратительно поступать». Михаил Ходоровский, председатель правления СКБ-банка, обобщил мнения участников — четких критериев оценки уровня культуры человека нет, но существуют некоторые простые требования к работнику: «Он должен как минимум правильно говорить, знать меру во всем, воспринимать стандарты нормального поведения, чтобы не отпугивать клиентов. Это совершенно понятные вещи. Но они особенно важны для нас при приеме соискателя на работу».

 

Депутат городской думы Олег Хабибуллин указал на другой важный показатель культурности человека, который фактически невозможно увидеть на этапе отбора персонала, — его нравственное воспитание. Согласно данным консалтингового агентства «Прайс Вотер Хаус Куперс», сотрудники российских компаний ежегодно воруют $3-5 млрд. «Собственник или топ-менеджер любого бизнеса — независимо от того, металлургическая это компания или малое предприятие, где работает всего 15 человек, — задает себе вопрос: а могу ли я вот этому человеку, имеющему высшее образование и способному отличить Малевича от Васнецова, доверить те активы, которыми обладает мое предприятие, насколько я уверен в его нравственной культуре?» — пояснил свою позицию г-н Хабибуллин.

 

Бизнесмены были единодушны: в определении культуры человека и формировании требований к работникам необходимо стремиться к гармонии — сотрудник должен не только отличать Чайковского от Бетховена, но и вести себя по совести, быть в ладу с самим собой и воспринимать общечеловеческие ценности. И главная цель инвестиций в культуру как раз и состоит в том, чтобы воспитывать таких сотрудников. Задачи представителей культурных учреждений сформулировала заместитель директора филармонии Алла Петрова: «Потребность в эстетическом продукте воспитывает очень креативного работника на любом рабочем месте, начиная от токаря и заканчивая людьми, которые трудятся в творческих сферах. Но без системного подхода к воспитанию мы не получим ценителя и потребителя классического искусства. А значит, у нас тоже не будет будущего».

 

Культурного работника воспитывает корпоративная культура

 

Качество нематериальных активов — один из факторов успешного ведения бизнеса. Сегодня бизнесмены понимают, что инвестиции в персонал не менее важны, чем в материальные активы компании. Как поделился опытом Анатолий Сысоев, ответить на вопрос о том, какие вложения более эффективны, не всегда удается однозначно: «Вот два примера. На Уральском алюминиевом заводе мы закупили новое оборудование. В результате производство увеличилось на 30 тыс. т. На Богословском алюминиевом заводе мы вложились в персонал, в образование, в переподготовку кадров. За счет инвестиций в обучение работников производительность также выросла на 30 тыс. т». По словам г-на Сысоева, чтобы найти золотую середину в вопросах адекватности и соразмерности вложений в материальные и нематериальные активы, на всех 33 предприятиях и «Реновы», и СУАЛа провели аудит по собственной разработке холдинга. «Оказалось, что у некоторых предприятий холдинга хорошее оборудование, все хорошо с материальными активами, но вот нематериальные никуда не годятся», — сообщил Анатолий Сысоев. Когда предприятие начинает выстраивать политику инвестиций в персонал, убежден г-н Сысоев, необходимо заранее ответить на ряд вопросов: какого человека мы хотим получить в итоге и что этот сотрудник даст предприятию.

 

Самый, казалось бы, очевидный способ — воспитывать культурного сотрудника в рамках корпоративной культуры. «Мы пригласили для своих коллег Юрия Башмета. Он провел полуторачасовой концерт. Я вышел его поздравлять, и он еще в честь меня час двадцать отыграл. Я наблюдал за залом. Люди после концерта вышли совершенно другие, «растаявшие», они поняли, что быт — это лишь бренная часть нашего бытия и есть нечто, возвышающееся над обыденностью. «Прозревшие» сотрудники очень ценны для предприятия», — поделился своими наблюдениями Анатолий Сысоев.

 

Однако не все эксперты круглого стола смогли похвастаться успешным опытом сотрудничества с представителями культуры. Олег Хабибуллин: «Года полтора назад я решил вывести всю компанию в филармонию, так сказать, массово окультуриться. Сформировали культурную программу. Зал заполнили меньше чем на треть. Причем пришедшие — я потом в коридорах услышал — говорили, что ожидали чего-то другого». Возможно, процесс «окультуривания» пройдет эффективнее, если сделать его обязательным для сотрудников, — внес кардинальное предложение Михаил Ходоровский. «Как вы помните, во времена Советского Союза были серьезные наработки в области воздействия классической музыки на коров. Ее включали на молочных фермах, и надои возрастали! Я вас уверяю, если принудительно заставить жителей современной России каждые полчаса слушать Первый концерт Чайковского, общий уровень культуры возрастет».

 

Руслан Сагидуллин, президент группы компаний «АСП», поставил под сомнение однозначность решения проблемы воспитания сотрудников путем походов в заведения культуры. «Я не очень верю в то, что, если я схожу на 4-5 концертов классической музыки, схожу в театр, уровень моей культуры повысится. Я считаю, что культурный человек — это тот, у которого достаточно широко развита внутренняя культура. Я не могу отличать Баха от Чайковского по той простой причине, что у меня нет музыкального слуха и, может, кто-то из них мне вообще принципиально не нравится, — убежден г-н Сагидуллин. — Понимаю, что необходимо вкладываться в культуру, но, с другой стороны, мне необходимо инвестировать и в развитие своего бизнеса. Мы скоро вступаем в ВТО, и нам придется конкурировать с западными компаниями». В то же время, заметил г-н Сагидуллин, через 10 лет, когда он будет уходить из бизнеса, заработанные деньги можно будет тратить, в том числе и на культуру, и на меценатство, и на детские дома.

 

«К тому времени культуры уже не будет, она погибнет!» — не согласился с коллегой Владимир Белоусов. Г-н Сагидуллин парировал: «По-другому никак, если я сейчас все свои деньги вложу в культурные проекты, у меня умрет бизнес. Я не говорю, что сегодня ничего не надо делать, а инвестировать через 10 лет, я говорю о том, что существенные вложения пойдут через некоторое время».

Как подчеркнул г-н Сагидуллин, чтобы получить внутренне культурную, образованную рабочую силу в будущем, необходимо закладывать первый камень в образование следующих поколений уже сейчас: «Когда я был ребенком, нас в школе водили в Оперный театр. А вот поколение 20-летних, думаю, уже массово не посещало культурные заведения». Однако, по убеждению президента группы компаний «АСП», вопросы воспитания целых поколений — это задача в первую очередь государства. Анатолий Сысоев: «Оно должно формировать потребительский спрос на культуру с детства. Повышают же спрос на товары рекламой! Это такая же продукция, ее надо продвигать». Эксперты круглого стола согласились: одномоментно сделать это в условиях современного развития массовой культуры не получится. Пока возникнет культура потребления, сменится два-три поколения. «Нам необходимо направить все силы на воспитание потребности в продукте высокого качества уже сегодня», — обобщила мнения экспертов круглого стола Алла Петрова.

 

Учреждения культуры должны сделать сотрудничество выгодным для бизнеса

 

Выяснив, что бизнесу необходимо вкладываться в культуру, участники круглого стола перевели дискуссию в более прагматичную плоскость, поставив вопрос о конкретных выгодах, которые они получат от сотрудничества с заведениями культуры, и о том, как можно измерить эффективность таких вложений. Анатолий Сысоев: «На одном из наших заводов работает 14 тыс. человек. Я трачу 60 млн руб. на спортивные мероприятия. Но когда я посмотрел поименно, кто ходит в спортивный зал, оказалось, что всего 3,5%. Получается, не все туда рвутся. То же самое в культурной сфере — не стоит просто отдавать деньги, а потом смотреть, что будет. Необходимо готовить будущее поколение, чтобы оно училось пользоваться этой культурой». Руслан Сагидуллин провел аналогию с инвестициями в научные разработки: «На заре перестройки я увидел интересные статистические данные об уровне внедрений научных разработок в производство: в США — 90%, в бывшем СССР — 10%. Тогда меня эта цифра поразила, я подумал: значит, наши инновации идут в никуда. Теперь я понимаю, что на Западе все исследования и проекты заказные, они проплачены, там ничего не создают просто ради разработки. Аналогичная ситуация наблюдалась у нас и в области культуры. Работники этой сферы могли делать то, что им хочется. Вероятно, культура сегодня продолжает занимать прежние позиции: дайте нам денег, и мы будем делать то, что делали. Но положение изменилось. Все уже знакомы с понятием рынка, и культурным заведениям уже пора бы научиться формировать менеджмент и вести культурную пропаганду».

«Необходимо мотивировать бизнесменов на то, чтобы они вкладывали средства в заведения культуры. Важна позиция культурного учреждения в рыночных отношениях», — сформулировала позиции бизнес-сообщества Алла Эбель. Раньше в городе было 6 репертуарных театров по 600-800 человек. Сейчас выживают те, кто умеют в этой ситуации найти источники существования.

 

В то же время, как отметили бизнесмены, многие заведения культуры до сих пор не умеют просчитывать свои потребности и рационально распределять средства. Показательным примером поделился гость Дискуссионного клуба Владимир Кузьмин, руководитель компании по поставке музыкальных инструментов. Его фирма уже несколько раз подряд выигрывала тендер на поставку инструментов в музыкальные школы по всей области. «Выделяемые школами деньги ничтожно малы — всего 400 тыс. руб. Менеджмент школ просто не видит, что ситуация дикая и ее нужно как-то решать. Мы проводили исследование: школы катастрофически нуждаются в музыкальных инструментах». «Из этих детских школ до нас не дошли, — подчеркнула г-жа Эбель, — поэтому они в таком положении и живут. Вот в филармонии есть качественный менеджмент — они осознали необходимость обратиться к нам и теперь получают от нас реальную помощь. А мы видим пользу от сотрудничества с ними». Создавать выгоду для бизнесменов от вложений в культуру — это задача всех культурных заведений в современных рыночных условиях. Такова позиция АлександрА КОлОтурскОГО, директора Свердловской филармонии: «Пока работа с предпринимателями — это больше индивидуальный петляющий путь, чем проложенные рельсы. Мы стараемся понять, в чем бизнесмены заинтересованы». По мнению Аллы Петровой, один из факторов успеха привлечения инвестиций в культуру — позиция первых лиц. Другая стратегия филармонии — позиционирование культурного заведения как территории комфортного общения близких по духу людей — бизнесменов.

Алла Эбель поделилась своим видением технологий мотивации бизнеса для сотрудничества с культурными заведениями: «Если говорить о крупном бизнесе, это могут быть политические мотивы… Например, президент любит спорт, все сразу начинают увлекаться спортом и вкладываться в него. Или, например, новый губернатор предпочитает балет — я уверена, что больше денег будут давать таким театрам». Для малого и среднего бизнеса такой выгодой может стать пиар. Владимир Белоусов: «Мы, в отличие от других бизнесов, регулируемы, тарифы устанавливает Региональная энергетическая комиссия. С точки зрения имиджа компании нам важно участвовать в проектах, связанных с развитием культуры. Думаю, от соприкосновения даже малого коллектива с эстетическим, поднимается общая культура на предприятии, в том числе и корпоративная». К мнению эксперта присоединилась гостья Дискуссионного клуба Лиана Гаглойтэ, директор компании «Стенд-Урал»: «Наша компания провела пять некоммерческих выставок художественных работ. Это приносит дивиденды в виде морального удовольствия, и еще реклама получилась. Чем постоянно клепать рекламные статьи, не лучше ли пересмотреть свой бюджет и вкладываться в проекты совершенно бескорыстно?» Елена Зудихина, руководитель проектного отдела Агентство культурной информации, обратилась к экспертам круглого стола с предложением выдавать для бизнесменов премии за спонсорство, меценатство и участие в творческих проектах. Идею поддержал Анатолий Сысоев, подчеркнув, что это может стать хорошим мотивационным фактором для предпринимателей, и пообещал взять организационные вопросы на себя: « Они должны чувствовать удовлетворение от своей помощи. Однажды я стал инициатором конкурса «Предприятие высокой социальной эффективности». Сегодня правительство Свердловской области проводит этот конкурс уже 4-й год».

 

Руслан Сагидуллин решил обобщить высказывания коллег: «Людей, готовых вкладываться от социальной ответственности или по велению души, не хватает. Процесс не упорядочен, все управленцы понимают: в сложившейся ситуации эффективного решения не найти. До тех пор, пока не будет упорядочен этот процесс со стороны государства, правильного результата нам не достичь. Только после этого культура будет удовлетворять маленьким потребностям бизнеса и влиять на общество».

 

Государство может стимулировать бизнесменов вкладываться в культуру с помощью экономических рычагов

 

Способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и культуры в первую очередь должно государство. Представители культуры также поставили свои вопросы перед предпринимателями: насколько бизнес может повлиять на позицию государства и развернуть его к культуре? «Сейчас правительство определило приоритетные направления в развитии государства. Мы с замиранием сердца ждали, будет ли там культура. О ней даже не вспомнили. Свердловская область — единственный регион в России, который к четырем первостепенным направлениям добавил еще и культуру», — рассказала Алла Петрова. Как представитель бизнеса и власти Анатолий Сысоев обозначил свою позицию: «В первую очередь всех следует накормить и одеть. Если промышленность не будет развиваться, то неоткуда взять деньги и на культуру».

В беседу экспертов круглого стола вступила г-жа Гаглойтэ: «Мне достаточно посмотреть расходы человека в месяц и понять, культурен ли он. Многие почти все свои деньги тратят лишь на обустройство быта и очень мало оставляют на посещения заведений культуры. Нужно сделать так, чтобы человек захотел и мог больше тратить на культурные мероприятия. Сейчас немало людей, к сожалению, по финансовым возможностям не могут себе позволить часто ходить в такие заведения. Правительство пока не создает условий для роста материального состояния граждан, чтобы они могли повысить и свою культурность». К мнению гостя присоединился Михаил Ходоровский: развитие культуры невозможно при плохой экономике.

 

Как полагает Владимир Белоусов, сейчас уровень развития бизнеса таков, что он должен помочь государству сформулировать приоритеты развития культуры. Олег Хабибуллин счел это маловероятным: «Существует некая иллюзия восприятия сил и способностей бизнеса, якобы он может изменить культуру всего населения или общества в отдельно взятом городе. Этого никогда не произойдет. Пока государство не будет сохранять культурные устои, нация просто обречена на вымирание». Но есть и реальные рычаги, которыми государство может стимулировать бизнес инвестировать в культуру, подобная технология уже давно отработана в Штатах. «Если власть хочет подтолкнуть бизнес к культуре, следует дать предпринимателям, поддерживающим культуру, льготы. И компании, не желающие вкладываться в эту сферу, придут к ней таким экономическим путем», — заключил Олег Хабибуллин. онией, эксперты пытались понять реальные механизмы взаимовыгодного сотрудничества компаний и культурных заведений города.