Меню

Чиновники хотят контролировать все крупные покупки населения

Чиновники обсуждают возможность контроля за крупными расходами населения. От механизма отказались в начале 2000-х, но теперь у налоговиков есть вся необходимая информация.

Необходимость бороться с серыми зарплатами привела Минфин и Федеральную налоговую службу (ФНС) к обсуждению контроля за крупными расходами населения. Об этом «Ведомостям» рассказали сразу 6 федеральных чиновников. При этом собеседники очень осторожны, они говорят, что пока только обсуждается возможность, идея очень сырая и проработанного механизма нет.

Вообще тема контроля за расходами старая, напоминает один из собеседников, но в последнее время ее обсуждение возобновилось – надо чем-то наполнять бюджет. Пока больше вопросов, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: нельзя мыслить бухгалтерски, только с точки зрения доходов бюджета. Логика у идеи есть, но не ясно, как наладить контроль, говорит другой федеральный чиновник.

Представитель министерства уточнил, что инициатива исходила не от Минфина. Замминистра финансов Илья Трунин отметил, что нельзя переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую, a вот представитель ФНС никак не комментирует идею.

Чиновники считают, что для подобного контроля данных у ФНС достаточно. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам – для транспортного налога, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра, можно получить и сведения о банковских счетах. Однако использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам нельзя, предупреждает чиновник.

Дмитрий Костальгин, партнер Taxadvisor, уточняет, что необходимо обнаружить те доходы, с которых не был уплачен налог. Сейчас НДФЛ с вмененного дохода уже взимается: например, при продаже квартир, если она во владении меньше трех лет, налог рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая цена указана в договоре.

До 2003 г. в Налоговом кодексе были ст. 86.1–86.3, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц. В 90-е годы была специальная декларация о расходах, вспоминает бывший замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник, но было совершенно не ясно, как определить, откуда у человека доход: купил квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства.

Реализовать идею будет непросто и теперь, признают собеседники издания.

«Самое сложное – определить доходы, – говорит бывший финансовый чиновник. - А что если у меня $100 млн кэшем под подушкой лежат?»

Неясно, за какой период учитывать доходы, рассуждает Костальгин: может, человек копил всю жизнь. По налоговым нарушениям срок давности и период проведения проверки – три года, по уголовным – 10 лет.

Еще один федеральный чиновник соглашается, что несовпадение расходов и доходов – это фикция, выявить различия за 10 лет просто невозможно.

Чиновник говорит, что совсем другое дело – это обязать декларировать определенные активы раз в год, и если человек через полгода после отчетности купил квартиру, стоимость которой выше доходов, можно при проверке смотреть на задекларированные активы. Однако вводить такие декларации нужно только для узкого круга лиц, продолжает он, иначе это дополнительная нагрузка на людей.

Альтернативой может стать похороненная идея Минфина ограничить расчеты в наличных деньгах, рассуждает чиновник финансово-экономического блока, тогда будут сразу видны покупки, и не только квартир и машин, но и более мелкие.

Трунин отмечает, что механизмы контроля за расходами сегодня уже известны. Госслужащие и сотрудники госкомпаний ежегодно декларируют доходы, состояние и крупные расходы. Эти данные сейчас никак не используются в налоговом администрировании, а то, что декларируется в госорганах и госкомпаниях, и есть данные о внешних признаках благосостояния.

При этом, считает Трунин, переход к прямому налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов может повлечь за собой рост споров с налоговиками с неочевидным исходом. Например, в 2013 г. белгородские налоговики решили: если человек покупает дорогое имущество, а сведений о его доходах в инспекции нет, можно удержать НДФЛ – 13% стоимости покупки. Из решений Белгородского суда следует, что такой подход был применен минимум дважды. Однако в июле 2015 г. Верховный суд решил, что удерживать НДФЛ с расходов, если они превышали официальные доходы, нельзя. Судебное дело в Белгородской области привело к большому скандалу, который закончился принудительным разворотом практики.

Если даже налоговые органы получат право задавать вопросы об источниках средств для крупных расходов (или остатков на счетах) за несколько лет, оно не может появиться прежде, чем пройдет несколько лет после принятия закона. Куда более продуктивным было бы улучшить плохо работающий механизм налоговых проверок физических лиц, но обращать внимание нужно только на «группы риска», уверен Трунин. По данным ФНС, за 2015 г. проведено 1269 выездных проверок, а доначислено только 2,6 млрд руб.

Чиновник финансово-экономического блока признается, что после того, как налоговики выявили незадекларированные доходы, простым доначислением все не обойдется. ФНС должна передать данные в правоохранительные органы, те – выяснить, легальны ли эти доходы.

«Но это будет, по сути, уже террор всей страны – все будут бояться, что их расходы разойдутся с доходами и их будут таскать на допросы», - говорит источник.