Меню

Чужой — свой — тюменский

Вместо железнодорожников Александра Мишарина Евгений Куйвашев привлек к работе в областном правительстве чиновников из Тюмени. Вместе с ними в регион пришел и тюменский бизнес, ожидавший своего часа.

Как и большинству других губернаторов, которых назначил Кремль, Евгению Куйвашеву основной состав команды достался от предшественника. На момент смены власти в российских регионах в 2012 г. больше всего новых людей аналитики насчитали в правительстве Московской области и в Карелии. Там, как и в Свердловской области, тоже появились губернаторы-варяги. У остальных кадровый резерв был меньше.

На Урале с приходом каждого нового губернатора не могли не меняться и принципы управления, и способы согласования интересов бизнеса и власти. Сотрудники областной администрации сравнивают: при Эдуарде Росселе за годы составился узкий круг тех, с кем можно было быстро и напрямую обсудить и решить важнейшие вопросы (в круг входили собственники ключевых для региона холдингов). При Александре Мишарине прийти к осязаемым договоренностям было крайне трудно, но его в регионе хорошо знали по опыту многолетней работы на СвЖД. Ситуация г-на Куйвашева, который пересел в кресло губернатора из полпредского, а большую часть карьерного пути прошел в Тюменской области, была по-своему уникальна.

«Там, где предшественники имели опыт просто потому, что они сами из Свердловской области, он был вынужден действовать часто с нуля. Методы и предпочтения у разных губернаторов разные, но выстраивание и закрепление отношений с бизнесом в любом случае важно, — комментирует собеседник «ДК» в областной администрации. — Можно спорить, хорош или плох был «клуб олигархов» при Росселе, или — чем он лучше того, что складывается сейчас. Но факт — без такого клуба или его аналога и без налаживания связей в самой управленческой команде успешная экономика региона просто невозможна. И все сразу понимали, что и в команде, и в ближнем кругу появятся новые, северные лица».

Кстати, если брать свердловское правительство, долгожителей — тех, кто строил карьеру еще при Эдуарде Росселе, — остались единицы. Сами сотрудники кабмина навскидку называют три имени: первого замминистра энергетики и ЖКХ Геннадия Зверева, и. о. министра природных ресурсов и экологии Алексея Кузнецова и врио министра строительства и развития инфраструктуры Виктора Киселева. А вот среди первых назначений Евгения Куйвашева были два новых вице-премьера — Алексей Орлов и Азат Салихов. Первый начинал карьеру в органах внутренних дел, потом был советником губернатора Тюменской области, успев поработать и в Ленинградской. Г-н Салихов большую часть жизни служил по ведомству судебных приставов на севере УрФО.

Из тюменской мэрии в Екатеринбург перебрались Галина Кулаченко (министр финансов) и Павел Креков (сначала — замминистра образования, потом — министр культуры). Аркадий Белявский (глава Минздрава), который приступил к должности при Александре Мишарине, прежде работал в Ханты-Мансийске.

Возможно, большего числа новых людей свердловскому губернатору и не требовалось. По мнению политологов, он как глава региона придерживается консервативного сценария в управлении, не требующего от подчиненных принципиально новых взглядов. Однако чиновники с Севера увидели экономику области другими глазами и попытались, каждый по-своему, устранить негатив, мешавший их ведомству прежде. Оценивая их достижения, эксперты сошлись во мнении, что «северные» министры — профессионалы своего дела, но звезд с неба не хватают.

Старые знакомые

Из всех гостей, внесенных в списки на инаугурацию Евгения Куйвашева, наибольший интерес журналистов вызвали два человека: Анастасия Ракова, глава аппарата мэрии Москвы — представитель Сергея Собянина, которого считают лоббистом назначения свердловского губернатора, и Эдуард Худайнатов, бывший начальник г-на Куйвашева в поселке Пойковский (ХМАО), затем — президент «Роснефти». Их присутствие на церемонии подтверждало, что некие отношения между ними и главой области существуют.

Поход Евгения Куйвашева во власть начался с должности помощника главы администрации поселка Пойковский — до этого, по данным официальной биографии, будущий губернатор профессионально отметился в разных сферах: работал зубным техником, был зампредседателя нефтеюганского отделения Союза ветеранов Афганистана, машинистом бетономешалки и юрисконсультом в ПМУП «РЭУ». Когда Эдуард Худайнатов ушел на повышение, г-н Куйвашев занял его место. Считается, что и мэром Тобольска он стал благодаря поддержке Худайнатова, который в 2000 г. руководил нефтеюганским предвыборным штабом Владимира Путина, а затем ушел с госслужбы в бизнес и в 2008-2012 гг. возглавлял «Роснефть».

Эксперты прогнозировали: когда Евгений Куйвашев станет губернатором, «Роснефть», которая давно собиралась запускать в Свердловской области сеть АЗС, перейдет от слов к делу. Переговоры начались летом 2012 г., когда по поручению главы региона премьер Денис Паслер обсудил с делегацией «Роснефти» формат будущего соглашения. Речь шла о строительстве топливозаправочного комплекса (ТЗК) в аэропорту Кольцово, 25 АЗС на трассах области и 27 автоматических АЗС в Екатеринбурге и крупных городах. Тогда же премьер поручил главе МУГИСО Алексею Пьянкову «отработать совместно с «Роснефтью» вопрос по выделению земельных участков».

Параллельно развивался другой сюжет — в июле 2013 г. компания «Роснефть», владевшая 51% акций ГК «Итера», выкупила оставшиеся 49%. Г-н Худайнатов получил два поста — председателя правления и заместителя главы Совета директоров. Его советником стал Александр Сидоров, в прошлом — заместитель Евгения Куйвашева в полпредстве УрФО. В августе свердловский губернатор уже встречался с новым директором ГК «Итера» Александром Поповым. Помимо текущих вопросов они обсудили возврат долгов за газ и возможность зарегистрировать «Итеру» в Свердловской области. Как крупному налогоплательщику г-н Куйвашев предложил ей налоговые льготы — газовики обещали подумать.

Подход интересантов

Артему Бикову и Алексею Орлову, бенефициарам «Корпорации «СТС», владеющей энергетическими активами в Западной Сибири, Тюмени, ХМАО, ЯНАО и Кургане, губернатор тоже предлагал зарегистрировать в регионе головной офис компании «Интертех-электро». Прежде чем создать свой бизнес, г-н Биков управлял компанией «Тюменьэнерго», а г-н Бобров — «МРСК Урала и Волги».

Аналитики «Минченко консалтинг» полагают, что бизнесмены, работавшие с Евгением Куйвашевым на Севере, намерены теперь приобрести профильные предприятия в Свердловской области и рассчитывают на содействие губернатора.

На выставке ИННОПРОМ-2012 правительство области и две структуры Артема Бикова — «Интертехэлектро» и банк «Агропромкредит» — подписали соглашение о сотрудничестве в энергетике и ЖКХ. Г-н Биков обещал за три года вложить в эти отрасли около 9,6 млрд руб., создать 1,5 тыс. рабочих мест для строительства инфраструктурных объектов и модернизировать действующие энергосети. Участники рынка полагают, что взамен компаньоны хотят получить контроль над крупнейшим коммунальным ГУП «Облкоммунэнерго», снабжающим города области водой, теплом и электричеством. МУГИСО, которое ведает объектом, уже запустило процедуру преобразования ГУПа в ОАО.

Предположения переросли в уверенность, когда на место гендиректора Олега Жабина, возглавлявшего ГУП при губернаторе Мишарине, назначили Дмитрия Буданова, прежде — замгендиректора по развитию энергетического комплекса «Интертехэлектро». К его приходу госпредприятие накопило около 160 млн руб. долгов поставщикам тепла и электричества.

Свердловский министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов охарактеризовал г-на Буданова как опытного антикризисного управляющего. Что происходило с ГУПом в следующий год — Дмитрий Буданов рассказал «ДК» в интервью.

На вопрос «Интересны ли вам активы «Обкоммунэнерго»?» Алексей Бобров отвечает уклончиво:

«Сегодня ГУП — это стабильно работающий механизм по производству долгов, дни которого сочтены. Что его погубило — субсидии, непомерные траты или необоснованные кредиты, я не знаю. Медицинский диагноз — это клиническая смерть. Но если будет какое-то предложение, мы его с интересом рассмотрим».

«Облкоммунэнерго» — не подарок, — соглашается Олег Жилин, соучредитель «Уральского экономического союза», много лет работавшего с ГУПом. — Это предприятие объединяет практически брошенные муниципальные сети, которые сейчас никому не нужны. Если собственник «Интертехэлектро» собирается инвестировать в энергетическую инфраструктуру, ему нужно знать, кто потребители. При доле населения в 30% (остальное — юридические лица) есть резон развивать бизнес. При 40% — это уже проблематично. А тепловые сети частному инвестору вообще неинтересны. Я бы их никогда не взял. Убыточная вещь. Слишком много нужно денег, чтобы заменять старые. И частных инвестиций там точно не хватит».

Пока решается судьба «Облкоммунэнерго», Артем Биков и Алексей Бобров помогли губернатору с имиджевым проектом. В феврале 2013 г. г-н Бобров стал президентом ХК «Автомобилист». Вместе с должностью ему поручили и значительную часть затрат на содержание хоккейной команды, играющей в Континентальной хоккейной лиге.

Налогов все меньше

При вступлении в должность у Евгения Куйвашева не было детализированной стратегической программы. Список приоритетов, который он огласил, встречаясь с депутатами Заксобрания, включал намерение экономить бюджетные деньги, отказаться от масштабных проектов и от приватизации ГУПов. Задачей номер один губернатор назвал пополнение областного бюджета, где, по его выражению, «зияла черная дыра». При этом он допускал, что область может отказаться от займа в 3 млрд руб., на который подписался его предшественник. Выполнять поставленные задачи он поручил Галине Кулаченко, с которой они работали в администрации Тюмени.

У нового министра финансов, сменившей Константина Колтонюка, 30-летний стаж работы в бюджетных организациях: от старшего экономиста тюменского горздрава до директора департамента финансов и налоговой политики.

Представляя проект регионального бюджета на 2013 г., где 70% денег (около 117 млрд руб.) отводилось на социальную сферу, г-жа Кулаченко сравнила его с бюджетом Тюменской области, где 60% тратится на развитие территории.

«Бюджет Свердловской области — это не бюджет развития, а бюджет проедания», — заявила она.

От облигационного займа отказываться, впрочем, не стали — 3 млрд руб. ушло на покрытие дефицита.

Но в 2013 г. бюджету сделалось еще хуже. Из-за рецессии, впервые за много лет, дефицит достиг рекордных 10-12 млрд руб. Сказались три фактора: упали доходы предприятий, суммы налога на прибыль, выплаченные федерации авансом, оказались завышенными, налог на доходы физических лиц — меньше, чем прогнозировали.

«Галина Кулаченко, безусловно, грамотный финансист, возможно, без выдающихся способностей, — рассуждает финансовый аналитик Константин Селянин. — Шаги, которые она предпринимает, вполне адекватные с сиюминутной точки зрения. Но проблема в экономике области долгоиграющая — нам нужно расширять налогооблагаемую базу: создавать для предприятий условия, чтобы они больше вырабатывали и больше отчисляли налогов».

Сама г-жа Кулаченко комментировать свою работу отказалась.

Министр подтягивает дисциплину

В 2009 г. Аркадий Белявский, главврач Ханты-Мансийской окружной клинической больницы, составил резюме — на случай, если в Уральском регионе или в Москве найдется работа с повышением. Четыре месяца спустя ему позвонили из администрации губернатора Свердловской области и предложили приехать для разговора с Александром Мишариным. Губернатор, не знавший Аркадия Белявского лично, руководствовался рекомендациями.

«Поначалу у меня были сомнения, — говорит г-н Белявский, — поскольку это радикальная смена деятельности. Но я решил, что здравоохранение в Свердловской области по многим показателям опережает соседние регионы, и есть точки роста, которые можно развивать. А когда приехал, увидел и негативные тенденции, с которыми пришлось разбираться».

Явным минусом он считал децентрализованную систему медицинской помощи — в то время руководители больниц в городах области подчинялись местной власти. И когда жители избирали нового мэра, тот сразу менял главврача, особенно если больница поддерживала другого кандидата.

Чтобы сделать медпомощь предсказуемой, летом 2010 г. семнадцать наиболее крупных лечебных учреждений передали области и сделали из них межмуниципальные центры, куда могли обращаться местные жители. С 1 января 2011 г. центры начали работать. Сейчас главных врачей областных больниц назначает председатель правительства области по представлению Минздрава.

Другой проблемой оказалась нехватка кадров: в городских поликлиниках работало 60% штатного состава, в сельских — 30%. Тех, кто не привлекал новых специалистов, Аркадий Белявский увольнял. В 2012 г. он закрепил в нормах премирования главврачей 20% за работу с кадрами. В 2014 г. она вырастет до 50%.

«Аркадию Белявскому достался непростой регион в непростой момент, — говорит Максим Стародубцев, председатель «Фонда реформирования социальной сферы «Территория». — Складывалось впечатление, что региональное министерство здравоохранения упустило контроль за лечебными учреждениями. Белявскому, на мой взгляд, удалось этот контроль восстановить, приструнив финансовую «вольницу» со стороны главврачей. Большего, скорее всего, от него ожидать сложно — слишком много проблем накопилось в свердловской медицине».

Другие эксперты рынка считают, что система здравоохранения — слишком инерционный механизм, работу которого быстро не изменить. Что думает сам министр Аркадий Белявский — можно прочесть на портале DK.ru.

Запомните меня таким

В схожей ситуации оказался Павел Креков — он сменил на посту министра культуры Алексея Бадаева, с которым, как сам полагает, у губернатора возникли разногласия. По словам г-на Крекова, с Евгением Куйвашевым он работал в администрациях Тобольска и Тюмени. Став губернатором, г-н Куйвашев пригласил муниципального чиновника в Екатеринбург, предложив ему три задачи: развивать высшее образование в области культуры; позиционировать Екатеринбург как культурный центр и искать федеральные и частные деньги под местные проекты.

Павел Креков:

«Деньги найти можно, но сложность в том, что большинство учреждений (библиотеки, клубы, дворцы культуры) — казенные. Такой статус не позволяет им пользоваться внебюджетными источниками. Деньги жертвователей и частных инвесторов поступают на счет муниципалитетов. Чтобы получить их и потратить по назначению, нужны дополнительные усилия. Если сделать очаги культуры автономными, финансировать их будет проще».

Примером работы с имиджем Екатеринбурга г-н Креков считает раскрутку Театрального института, который федеральное Мин-образования сперва сочло неэффективным, но после изменило мнение. Помогая институту, Павел Креков организовал выездные приемные комиссии в ЯНАО, ХМАО, Киргизии и Казахстане и планирует добраться до Северного Кавказа.

«Он человек вменяемый, — характеризует г-на Крекова драматург Николай Коляда. — Прежние министры культуры — Ветрова и Бадаев (не в обиду им будет сказано) все-таки держали дистанцию. А Крекову я могу позвонить и в воскресенье, если дело неотложное. Когда есть возможность, он помогает. Когда нет, так и говорит: до свидания. Не водит за нос, вроде «Давайте подумаем… тыры-пыры-нашатыры…». Я его предупреждал: ваш энтузиазм быстро кончится. Нет, отвечает, хочу, чтобы меня вспоминали хорошо, когда уйду. И я подумал: наверное, он успеет что-нибудь сделать. И всем будет хорошо».