Меню

ДОСТАТОЧНО ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ

Появление такой выставки в рекламном пространстве нашего города уже само по себе событие. Здесь впервые были представлены не компромиссы (художественные идеи, общипанные необходимостью увеличения о

В конце апреля в Галерее современного искусства Архитектурной академии состоялась презентация художественного проекта «Сезоны «Сентозы». BIRTH MARK. Радикальные рекламные технологии» (Александр Голиздрин, Наталия Курюмова, Яна Рытникова, Лада Аристархова). По иронии судьбы эта выставка совпала с «Темной лошадкой», заявленной организаторами как фестиваль рекламного искусства. «Темная лошадка» оказалась настолько темной, — заметил культуролог Сергей Новопашин, что там вообще ничего не было видно. Достаточно было перейти дорогу, чтобы увидеть действительно что-то стоящее». Все рекламируют разные товары, но делают это одинаково. Поэтому кажется, будто и товары одни и те же. А что стоит за этими товарами? Какие люди? Что они хотят нам сказать? Я вспоминаю Лучано Бенеттона: «Наша реклама может не быть напрямую связана с возрастанием числа продаж, но по-моему наша торговая сеть позволяет не показывать людям товар еще и в рекламе: достаточно витрин».

Появление такой выставки в рекламном пространстве нашего города уже само по себе событие. Здесь впервые были представлены не компромиссы (художественные идеи, общипанные необходимостью увеличения объема продаж), а идеалы. Во-вторых, наконец-то объявилась фирма, которая заказала и приобрела в свою собственность умозрительные художественные проекты, которые еще неизвестно, будут ли воплощены. И в-третьих, эти рекламные идеи — собственность фирмы «Сентоза» (дилер Panasonic) — были продемонстрированы как произведения искусства. Смело. Красиво. Дерзко. Радикально в значении свободно, нетрадиционно, безапеляционно. Арт-терроризм? Отнюдь. «Свои вольности мы постарались по-эстетски преподнести, — пояснили создатели. — Мы подошли к фирме со всех сторон — вплоть до не буду говорить чего. История фирмы, японская и российская культуры, географическое положение здания, амбиции фирмы в сфере бизнеса, оттенки характеров руководителей...»

«Сентоза» в ландшафтах мира» — один из центральных проектов, который вызвал самые противоречивые оценки — от «глубоко и оригинально» до «с жиру бесятся». В идее, вероятно, сказывается личные художественные пристрастия Голиздрина к лэнд-арту. Смысл проекта таков: знак фирмы «Сентоза» трактуется в различных материалах в некоторых всеми узнаваемых географических средах (Америка, Африка, Европа). В Неваде знак общей площадью несколько десятков квадратных метров выкладывается на песке из зеркал и стекла. В Альпах — на зеленой траве из снега. В Сахаре — из дерна. Принцип в общем-то понятен: идеологический и эстетический контраст «живое-мертвое». Реальность существования знака в природе. Реальность существования фирмы в мире. Как результат — фото и видеосъемка — сырье для рекламной продукции (плакаты, календари, сувениры и проч.). Главное — все натурально. Никаких компьютерных подтасовок. Никаких кожзаменителей. Ведь такова ценность той рекламы, которая повисит один месяц и про нее все забудут. Она и не предполагает другого. Эта работа предполагает.

Александр Голиздрин: «Странно и пародоксально сосуществование художника и рекламы. У искусства и рекламы изначально разные посылы. Реклама основана на фальсификации, на лжи. Фальшь... А фальшь почти всегда красива. Она имеет эффектные, лакированные, глянцевые формы. Искусство как раз наоборот, пытается найти истину, правду, обнажить, развернуть обертку. В сущности, этот контраст и привлекает. На этом стыке рождается новый язык».

«Реклама современной фирмы должна быть подобна архитектуре: ничто не может существовать отдельно, все взаимосвязано. Это как город. Мы привыкли воспринимать рекламу как средство продажи товара. Теперь становится ясно, что реклама может быть еще и коммуникационной системой» (Оливьеро Тоскани).

Александр Голиздрин: «Если ты мыслишь категориями вечности, если ты хочешь, чтобы твоя работа была интересна еще как минимум твоим детям, ты должен ставить на это дело гораздо больше».

Вот несколько лаконичных проектов по благоустройству территории. Нанесение знака фирмы на одну из стен здания центрального офиса. Но не пестро и люминесцентно, а в спокойной монохромной земляной гамме. Фресковый вариант. Или синий асфальт перед фасадом здания и смена флоры (вместо пресловутых тополей — голубые ели).

«Золотая» клетка с живым львом у входа в офис — изящная фантазия. Этакая микрогалерея: белый пол, стеклянная витрина, неоновый свет, элегантные прутья клеток... Такое, естественно, возможно только один раз.