Меню

Инвестор Абрамовича: «Самое главное для венчурного фонда — это вовремя выйти из проекта»

Иллюстрация: pixabay.com

Культура вложения в стартапы в стране развивается, но очень медленно: количество игроков можно пересчитать по пальцам. Как сделать проект привлекательным для инвесторов и заработать на IPO?

Российская культура инвестирования в стартапы пока не развита, в небольшие проекты вложились только «Яндекс», Mail.Ru и Сбербанк. Но развитие идет, инвестирование начинает быть все более интересным для крупных бизнесменов страны. Игорь Рябенький, бизнес-ангел, который уже много лет инвестирует деньги российских миллионеров (в том числе Романа Абрамовича), рассказал в колонке Forbes о том, как в нынешних условиях обеспечить максимально прибыльный выход из проекта и какие мелочи помогут заработать больше.

— Самое главное для венчурного фонда — это вовремя выйти из проекта, получив при этом прибыль. Поскольку конечная прибыльность инвестиций является основным критерием успешности фонда, планирование выхода или, по крайней мере, попытка оценить его перспективы — один из важнейших компонентов процесса инвестирования.

Инвестируя в каждый проект, венчурные капиталисты планируют достаточно высокую прибыльность на выходе, надеясь, что именно звездные стартапы покроют убытки от менее удачных инвестиций и обеспечат прибыль для всех участников процесса.

Две стратегии

Выход из проекта можно ждать, а можно ему способствовать. Обычно фонд рассчитывает на жизнь с проектом на горизонте 5-7 лет. Есть различные стратегии выхода, но основных, по сути, две: первичное публичное предложение (IPO) и сделка по слиянию или поглощению (M&A).

Слияния и поглощения — наиболее частая форма выхода из проекта. При этом важно постараться довести проект до достаточной степени зрелости, чтобы потенциальный покупатель был заинтересован в приобретении всего пакета акций.

Факторы успешного выхода

Иногда для осуществления выхода привлекают брокеров или инвестиционные банки. Важно, чтобы команды инвестбанков знали рынок и потенциальных покупателей. Тогда им можно доверить процесс.

К менее частым случаям выхода можно отнести management buy-out, когда команда прибыльного проекта выкупает доли у его финансовых инвесторов.

Продажа проекта в деталях

Если вы приступаете к выходу из проекта, то стоит разработать график этой непростой процедуры. Помимо оценки компании, необходимо проанализировать, что конкретно сейчас делают потенциальные покупатели и какие решающие факторы влияют на сделку.

Затем надо описать структуру самой транзакции, после чего вместе с топ-менеджментом собрать все нужные финансовые и операционные данные. Инвестору стоит провести внутренний due diligence и предугадать нюансы, на которые может посмотреть потенциальный покупатель.

На российском рынке пока не сформирована соответствующая культура, и есть относительно небольшое количество игроков, заинтересованных в приобретении стартапов. Незрелость рынка выходов отрицательно влияет на аппетит ранних инвесторов, а также уменьшает количество активных игроков на всех стадиях инвестирования. Не прибавляет оптимизма и излишняя бюрократия, которая создает трудности в оформлении сделок в российском праве.

Теги: стартапы, бизнес