Меню

Лечение электричеством

С обеспеченностью энергетическими мощностями проблем у Свердловской области нет: в 2010 г. регион выработал 9237,4 МВт электроэнергии, а потребил 6900 МВт. При этом инвесторы щедро вкладываются в с

Энергетическая реформа за пять лет полностью изменила рынок. Часть компаний Свердловской области от перемен выиграли, освободившись от госрегулирования и получив крупные инвестиции. Другим повезло меньше — власти не выпустили их из-под своего контроля, сохранив регулирование цен и урезав тем самым инвестпрограммы.

С обеспеченностью энергетическими мощностями проблем у Свердловской области нет: в 2010 г. регион выработал 9237,4 МВт электроэнергии, а потребил 6900 МВт. При этом инвесторы щедро вкладываются в строительство новых генерирующих объектов. Однако реформа не смогла избавить регион от вечных проблем — изношенных сетей и постоянно растущих тарифов на электроэнергию.

Новые энергетики привели инвестиции
До реформы российская энергетика была госмонополией. Но в 2005 г. власти решили кардинально изменить отрасль, чтобы подтолкнуть ее развитие: единую систему разбили на генерацию, сети и сбыт. Все это должно было создать на рынке конкуренцию и привлечь частных инвесторов. В итоге крупнейшие энергокомпании Свердловской области сменили собственников. Если раньше генерацией, распределением и сбытом электричества полностью заведовало «Свердловэнерго», то теперь за компанией остался только сетевой комплекс. К тому же «Свердловэнерго» потеряло статус отдельного юрлица и стало филиалом «МРСК Урала». Крупнейшие электростанции области получили новых собственников: ОГК-1, ОГК-2, «Энел ОГК-5» и ТГК-9. Игроки местного рынка генерации, которые до реформы принадлежали промышленным предприятиям (ТЭЦ НПК «Уралвагонзавод», ТЭЦ УЭХК, ТЭЦ «Уралхимпласт» и др.), остались при своих владельцах.
Сетевой комплекс государство в свободное плавание не отпустило, оставив его в своей собственности. Но он разделился на магистральные сети высокого напряжения и распределительные сети низкого напряжения. Магистральные линии электропередачи и подстанции напряжением 220-500 кВ отошли к Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС). В области ее представляет «МЭС Урала». Распределительные сети низкого напряжения (0,4-110 кВ) стал контролировать «Холдинг МРСК», на уровне региона — филиал «МРСК Урала», т. е. «Свердлов­энерго», и Екатеринбургская электросетевая компания.
В результате инвестиции в энергетический комплекс действительно пришли. Новые собственники энергокомпаний в обязательном порядке подписывали договоры предоставления мощности (ДПМ). Эти документы были гарантом, что инвестор будет вкладываться в модернизацию или вовсе построит электростанции. Благодаря этим договорам в июле 2011 г. компания «Энел ОГК-5» запустила новую парогазовую установку 410 МВт (ПГУ-410) на Среднеуральской ГРЭС. Суммарный объем инвестиций в строительство блока составил порядка 380 млн евро. Как сообщил на открытии установки Карло Тамбури, глава международного дивизиона Группы Enel, инвестпрограмма компании до 2015 г. составляет до 900 млн евро. Причем значительная часть этих денег будет освоена в Свердловской области. Один из проектов — монтаж системы золошлакоудаления на Рефтинской ГРЭС с объемом финансирования около 250 млн евро. Также намечена реконструкция пятого энергоблока на Рефтинской ГРЭС.
Однако другие инвесторы со своими обязательствами справляются не так быстро. Например, в 2009 г. ОГК-2 из-за финансовых сложностей пересмотрела инвестпрограмму. В первоначальной редакции компания обязалась построить угольную генерацию на 320 МВт на Серовской ГРЭС. Но не смогла получить подтверждение от поставщиков угля по поводу долгосрочных контрактов, и в итоге на электростанции решено строить парогазовый энергоблок. Срок сдачи сместился с 2011 г. на 2013-2014 гг. ОГК-1 в принципе отказалась от строительства энергоблока на Верхнетагильской ГРЭС, сославшись на сильное падение спроса со стороны металлургов и на проблемы с привлечением в проект стороннего инвестора. Однако, по словам Игоря Чикризова, заместителя министра энергетики и ЖКХ региона, проекту на Верхнетагильской ГРЭС быть: «На ОГК-1 так и не удалось найти частного покупателя. Она вошла в госкомпанию ИНТЕР РАО ЕЭС, которая взяла на себя обязательства ОГК-1 по подключению мощностей. Сейчас готовится проект по Верхнетагильской ГРЭС — там планируется построить новый энергоблок» (интервью с Игорем Чикризовым — на с. 26).
При этом областные власти заверяют инвесторов в своей поддержке. Министр экономики региона Евгений Софрыгин сообщил, что объектам генерации будут предоставлены налоговые льготы на ближайшие два года. «Энел ОГК-5», ОГК-1, ОГК-2 и ТГК-9 получат возможность в 2012-2013 гг. платить налог на прибыль по сниженной ставке — 13,5% вместо 18%. «Заксобрание примет соответствующий закон и корректировки вступят в силу», — пообещал г-н Софрыгин.
В топливной зависимости
Кроме выстраивания отношений с инвесторами, местные власти озабочены топливными проблемами. Свердловская область — регион полностью энергозависимый: здесь нет газа, нефти, угля, бурных рек. При этом область можно назвать угольной территорией — по данным регионального Минэнергетики и ЖКХ, на Среднем Урале сжигается больше угля, чем во всех остальных субъектах УрФО, вместе взятых. Шесть электростанций — Рефтинская, Серовская, Троицкая, Верхнетагильская, Красногорская и Нижнетуринская — работают на угле из Экибастузского бассейна. Поставляет его компания «Богатырь КОМИР».
Сам регион добывает немного угля в Волчанском разрезе — в год отгружается 1 млн т. Но там уже видно дно: карьер планируют закрыть в 2014 г. Пока областное Минэнергетики рекомендует этот уголь Рефтинской ГРЭС и Богословской ТЭЦ, да и то, по словам г-на Чикризова, сугубо «в благотворительных целях» — карьеры не закрыты только ради людей, которые там работают. В регионе также есть немного нефти, но власти пока не определились, нужно ее добывать или нет. Кроме того, обсуждаются перспективы добычи газа в Красноуфимском районе. Там можно добывать около 1 млрд куб. м в год — это 5% потребности области в газе (сегодня регион потребляет порядка 18 млрд куб. м).
Чтобы снизить зависимость от казахстанского угля, власти включились в проект «УГМК-Холдинга» и ИНТЕР РАО ЕЭС по строительству Демидовской ТЭС мощностью 1000-1200 МВт в Староуткинске. По планам правительство региона окажет содействие в процессах рассмотрения, согласования и выдачи заключений, необходимых для проектирования и строительства станции. ИНТЕР РАО ЕЭС поддержит проект с точки зрения инжиниринга и организации, а также займется продажей электроэнергии. А УГМК будет поставлять топ­ливо на ТЭС (угли Кузнецкого бассейна) и покупать часть вырабатываемой электроэнергии.
Также власти делают ставку на торф как более дешевый источник энергии. В 2010 г. в Свердловской области началась разработка Торфяной концепции. По оценкам Минэнергетики и ЖКХ, инвестиционный потенциал этого вида топ­лива составляет более 1 млрд евро. Из них 200 млн евро пойдет на разработку месторождений, 500 млн евро — на строительство генерирующих мощностей. Областное министерство считает, что на торфе смогут работать крупные ТЭЦ — как уже было 20 лет назад, когда этот вид топлива использовали Качканарская и Новосвердловская ТЭЦ. Но осуществить задуманное удастся не раньше 2030 г. Пока в Генсхеме до 2020 г. не заложено новых мощностей на торфе, потому что сами инвесторы не стремятся использовать это топливо.
Сети споткнулись о тариф
Вместе с построением новой энергосис­темы государство сокращало долю регулируемой цены на электроэнергию. В начале 2011 г. доля «свободной» цены на оптовом и розничном рынке составила 100%. Планировалось, что компании станут зарабатывать на тарифах, но государство оставило за собой право регулировать их для населения. Получилось, что электросетевые компании попали в зависимость от государства. Их доходы во многом определяются ростом тарифов, а инвестиционные программы имеют жесткую вертикаль согласования. Но в 2012 г. увеличить свои доходы сетевикам не удастся. В мае 2011 г. федеральное правительство ограничило рост тарифов для населения до конца года в пределах 15% (против прежних 20%). В первом полугодии 2012 г. тарифы заморозят, а с 1 июля 2012 г. рост, как обещают, не превысит 11%.
Как считают в «МРСК Урала», региону пошел на пользу значительный рост инвестпрограмм участников рынка — это было одной из целей реформы. В 2011 г. инвестиционные планы самой компании составили порядка 7 млрд руб., уточнили в «МРСК Урала» в ответ на запрос «ДК». Предположительно на этом же уровне инвестпрограмма останется и в 2012 г. — первоначальным планам увеличить ее объем в два раза помешало решение властей сдерживать тариф.
Энергетики апеллируют к привычному доводу: ограничение тарифа ставит под угрозу обновление изношенных сетей, которых в регионе 65-70%. «Исправить ситуацию можно только одним способом — выводить устаревшее оборудование и заменять его новым. На это направлены наши программы реконструкции и модернизации. Быстро решить вопрос не удастся физически, а в условиях сдерживания тарифа именно эти наши программы могут пострадать в первую очередь», — прогнозируют в «МРСК Урала».
Потребители, со своей стороны, считают, что жаловаться сетевикам не на что — в любой монопольной сфере свободного ценообразования быть не может. «Это признак дикого капитализма, — говорит Вячеслав Трапезников, исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала», — весь мир давно отказался от свободных цен в монополиях». А при тех суммах, которые застройщики платят за использование электроэнергии, энергосистему региона в принципе можно поддерживать в неплохом состоянии. «Очень небольшая стройка платит 1-2 млн руб. ежемесячно за потребленную электроэнергию. Чтобы подключить к электросетям скромный объект, приходится выкладывать десятки миллионов. И в принципе тарифы для застройщиков многократно выше тех, что действуют для населения», — комментирует г-н Трапезников.
По словам участников энергетического рынка, реформа принесла и другие сложности: появилось множество независимых сбытовых компаний, которые не всегда честно рассчитываются за куп­ленную энергию. Сбытовая организация либо не платит совсем, либо пытается искусственно занизить объем переданной энергии и списать часть реально оказанной услуги на потери сетевой организации. Решать проблемы приходится в судах. В «МРСК Урала» приводят пример: одна из сбытовых компаний Свердловской области без решения суда в принципе не платит ни копейки. И так — из месяца в месяц.
Серьезной проблемой для сетевиков остается и воровство электроэнергии — и населением, и юрлицами. Подсчитать объем похищенных ресурсов не представляется возможным. Как говорят в «Свердловэнерго», если бы компания точно знала, сколько воруют, то определила бы, кто и где это делает, и давно бы это прекратила. Для борьбы с хищениями внедряют интеллектуальные счетчики, которые могут отследить несанкционированные подключения. 350 таких устройств уже установлено в проблемном Артинском городском округе. Это сделали Западные электрические сети филиала «Свердлов­энерго». В будущем число счетчиков собираются довести до 567.
Областные власти тем временем планируют объединить небольшие сетевые компании региона в рамках «МРСК Урала». Как считают в министерстве энергетики и ЖКХ, в результате проблемные мелкие сетевики с изношенными фондами исчезнут с рынка. Игорь Чикризов ссылается на опыт Башкирии: 95% местных распределительных энергетических сетей работают в рамках одной компании. «Может быть, это не рыночный подход, но передача электроэнергии — не та сфера, где нужна конкуренция», — резюмирует он.

Основные игроки на рынке сбыта
Участники рынка

Источник: Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области.

Основные собственники электростанций Свердловской области

Источник: Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области.