Меню

«Мы возвращаемся к модели 100-летней давности»: онлайн-ателье в России теснят магазины

На российском рынке появилась новая ниша – онлайн-ателье. Она обязана своим появлением привычке делать покупки, не выходя из дома, a также модой на вещи собственного дизайна.

Владимир Григорьев из Санкт-Петербурга до открытия онлайн-ателье работал графическим дизайнером, a в свободное время катался на скейтборде. В 2008 году приятель Григорьева Андрей Ченцов предложил ему заказать пару кед: мама Ченцова была профессиональным модельером.

«Для скейтеров хорошие кеды — предмет поклонения, поэтому идея мне понравилась, — вспоминает он. — Я попробовал нарисовать эскиз обуви моей мечты, но ничего не вышло: я либо повторял уже существующие модели, либо получалось что-то неносибельное».

Как пишет РБК, через несколько месяцев Владимир вернулся к идее, но уже не как клиент, а как бизнесмен. Его компания сегодня шьет 70-100 пар обуви в месяц на сумму 700 тыс. руб.

В компании изготавливают мужские и женские кроссовки, кеды и ботинки. На регистрацию ИП, создание сайта и его продвижение, закупку подошв и фурнитуры Григорьев и Ченцов потратили 400 тыс. руб., собственных сбережений. Для аренды цеха и закупки кож потребовалось скинуться еще по 100 тыс. рублей. Заметно помогли связи мамы-модельера: начинающие предприниматели снимали мастерскую на швейной фабрике, которая параллельно помогала им с пошивом.

Первых клиентов долго ждать не пришлось, хорошую отдачу дали группы в соцсетях, обувь по индивидуальным меркам была в новинку для россиян. Однако кризис 2008 года спутал все карты: люди отказались от услуги, как и от многих других в то время. Партнер Григорьева разочаровался в идее и вышел из бизнеса.

«Передо мной встал выбор: отдать долги и вернуться на фултайм к своей прежней работе или в одиночку перезапустить производство, — рассказывает Григорьев. — Я так привык не зависеть от решений руководства, что безо всяких расчетов решился на второй путь».

Пришлось расторгнуть отношения с фабрикой: рабочие часто путали цветовые схемы обуви несмотря на подробное ТЗ.

«Мы получали желто-зеленые кроссовки вместо зелено-желтых. И объяснить, что это дьявольская разница, было невозможно. Пары приходилось перешивать за наш счет», — вспоминает Владимир.

Тогда Григорьев решил сам научиться шить. Полгода ушло на изучение теории и набивание руки, в итоге осенью 2009 года был запущен обновленный сайт, компания начала принимать заказы.

Владимир занимался самостоятельно всеми процессами, работал в арендованной мастерской. Вскоре пришлось взять первого помощника — сапожника «выходного дня», который придавал форму заготовкам и приклеивал подошву всем отшитым за неделю парам. В таком составе из полутора человек компания проработала до 2011 года. Когда количество заказов в месяц дошло до 30, Григорьев решил оставить работу графического дизайнера и полностью переключиться на Afour. Был арендован новый цех площадью 120 кв. м и набрана команда. Сейчас в компании работает 10 человек: шестеро трудятся на производстве, четверо — в офисе.

До того, как на сайте появился онлайн-конструктор, Григорьев отправлял клиентам распечатки эскизов, которые те раскрашивали цветными карандашами. Сейчас экспериментировать с цветовой схемой наружной и внутренней части обуви можно онлайн. На сайте представлено восемь моделей демисезонной и одна — летней обуви.

После поступившего заказа в Afour сначала шьют тестовую пару обуви — слипы (мягкие кеды без шнуровки из джинсовой материи). Если слипы ложатся на стопу, заказанная пара шьется по тем же меркам. Стоимость тестовой пары — 990 руб. — компания возмещает в форме скидки на основной заказ. Стоимость одной пары обуви колеблется от 5 тыс. до 16 тыс. руб. С момента согласования дизайна и размера до получения заказа проходит 10–17 дней.

Сейча компания выполняет 70-100 заказов в месяц, получая выручку около 700 тыс. руб. Маржинальность бизнеса — 30-35%: 25% от итоговой цены — себестоимость материалов, 40-45% — оплата труда и аренда. Операционная окупаемость наступила только в 2015 году, а вернуть инвестиции Григорьев планирует в течение ближайших 15 месяцев.

Толстовка мечты: Modcust

Антон Илиевич не смог найти толстовку своей мечты в обычных магазинах. Тогда он решил создать ее сам. В итоге в феврале 2014 года вместе с двумя друзьями, Владимиром Соловьевым и Денисом Яковченко, Илиевич зарегистрировал ООО «Модкаст».

Илиевич к тому моменту уже имел опыт в интернет-торговле: продавал часы Casio. Работа компании началась с разработки сайта, параллельно Антон изучал теорию швейного дела. На создание онлайн-конструктора, аренду цеха, первоначальную закупку материалов и оборудования ушло около 1,5 млн руб. собственных средств основателей.

При помощи конструктора Modcust сегодня можно создать толстовку по индивидуальным размерам — мерки нужно снять самостоятельно. Риска не угадать с размером почти нет, утверждают в компании.

«Толстовка — не сорочка, она не требует доскональных измерений», — говорит Илиевич.

Достаточно знать объем груди и талии, длину рукава и всего изделия. Впрочем, если клиент все-таки ошибся, компания заменит толстовку на подходящую бесплатно.

На данный момент в ассортименте представлено четыре модели толстовок и две модели свитшотов (нет капюшона и кармана). На сайте можно выбрать цветовую гамму каждого элемента толстовки и предложить собственный принт.

Производство сильно зависит от сезонности: в теплое время года спрос падает, с наступлением холодов — растет. Илиевич придумал выход из положения: летом он продает футболки под тем же брендом.

«Маржинальность здесь намного меньше: себестоимость сопоставима с толстовкой, а финальная цена должна быть намного ниже, поэтому объемы производства небольшие», — объясняет Антон.

Цех Modcust площадью 70 кв. м расположен в Москве, рядом с Павелецким вокзалом. В нем работают три швеи, конструктор и технолог. Есть отдельный цех по печати принтов и вышивке, в котором трудятся еще три специалиста. В офисе продажами занимаются трое менеджеров. На производство одной толстовки уходит два-три дня, но 80% заказов — оптовые, поэтому срок исполнения две недели.

Розничная цена толстовки колеблется от 1,5 тыс. до 5 тыс. руб., оптовая — от 0,9 тыс. до 1,5 тыс. руб. Себестоимость зависимости от ткани — 0,7–0,9 тыс. руб. В 2015 году средняя месячная выручка компании составила 330 тыс. руб. Такие показатели заставили основателей первые восемь месяцев работы оплачивать аренду и зарплатный фонд из собственного кармана, сейчас компания вышла в операционный ноль. Стартовые инвестиции предприниматели планируют вернуть еще через шесть месяцев работы.

Продукцию компании презентуют на городских ярмарках и маркетах: Faces & Laces, «Ламбада-маркете», проекте «Шифоньер» на Московской неделе моды. В разработке – создание шоу-рума.

Илиевич уверен, что онлайн-ателье и традиционные магазины в скором времени объединятся. Все большую популярность буде​т набирать шоу-рум, где можно посмотреть примеры моделей и на месте заказать вещь по собственному размеру.

«Так работали ателье по пошиву мужских костюмов еще 100 лет назад, — говорит Антон. — Сейчас мы просто возвращаемся к этой модели».