Меню

«Нагрузка на труд запредельная». Когда, как и за чей счет власть сможет ее снизить?

«Где такие деньги взять? Разбалансировать федеральный бюджет мы не можем». В правительстве думают, как снизить нагрузку на труд, которая более чем в два раза выше среднемирового уровня.

Правительство думает, как снизить ставку страховых взносов, которые работодатели платят за каждого сотрудника в социальные взносы, но ищут возможность сделать это без ущерба для бюджета. Об этом в интервью РБК сказал министр финансов Антон Силуанов

Сегодня действительно нагрузка на труд запредельная. Я это прекрасно понимаю, — сказал министр.

Суммарная ставка страховых взносов для работодателя за сотрудника сейчас составляет 30% от зарплаты: 22% поступает в Пенсионный фонд, 5,1% —на обязательное медстрахование в ФОМС, 2,9% — на социальное страхование в ФСС. Ставка пенсионных взносов снижается до 10%, если годовая зарплата сотрудника превышает 1,29 млн руб. 

Сейчас налоги на труд в Росси выше налогов на капитал, а с учетом 13% НДФЛ, который удерживается с зарплаты сотрудника, налоговая нагрузка на зарплаты достигает 43%. «Поэтому и происходят эти схемы уклонения от оплаты труда в белую», — отметил г-н Силуанов. За 2018 г. сумма зарплат в конвертах и неформальные способы оплаты труда превысили 13 трлн руб. — это почти 13% всего ВВП, сообщал Росстат.

Совокупная ставка налогов на труд в России составляет 36,6% от коммерческой прибыли предприятия среднего размера, тогда как в мире этот показатель составляет в среднем 16,3%. В Казахстане ставка налогов на труд — 10,1%, в США — 9,8%, в Канаде — 12,7%. 

Снизить налоговую нагрузку на труд не получится, если не найти постоянные источники компенсации поступлений. Так, если снизить ставки страховых взносов до 20%, в фонды не поступит порядка 2 трлн руб. «Где такие деньги взять? Разбалансировать федеральный бюджет мы не можем», — подчеркнул Силуанов.

По его словам, найти деньги для снижения страховых взносов можно было бы за счет прогрессивной ставки НДФЛ, но до 2024 г. действует мораторий на изменение налоговых условий. 

Ранее обсуждался также вариант компенсации за счет сокращения налоговых льгот для нефтяных компаний — они обошлись бюджету в 1,6 трлн руб. за 2019 г. Кроме того, в разных секторах экономики доля расходов на фонд оплаты труда разная, и в результате унификации базы для взносов вырастет нагрузка на большую часть промышленных секторов и финансовую сферу, но выиграют отрасли с высокой долей оплаты труда, указал министр.