Меню

«Мы не ожидали, что работать без бренда окажется настолько непросто». ОПЫТ «Дикого филина»

Иллюстрация: DK.RU

«Конечно, я жалею о многом... Но хуже было бы, если бы я сидел на теплом месте и презирал себя за то, что не попробовал». Дизайнер Рома Дик — о том, как открывал свою студию.

Мало кто знает, но именно Екатеринбург был родоначальником инфотеймент-тестов, которые заполонили в последнее время все СМИ и социальные сети. Еще в доинтернетовскую эру «свои» встречались у Бивиса и Баттхеда или «под варежкой», а «чужие» — у памятника основателям города или возле «мужиков на ж.д.-вокзале» (вряд ли кто-то когда-либо говорил «У памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса»). 
 
Дизайн-студия «Дикий филин» собственными крыльями нарисовала карту Екатеринбурга «с высоты птичьего полета» и обозначила на ней местные топонимы. Тут и уже упомянутые Бивис и Баттхед, и Титаник, и Пентагон, и Чупа-Чупс, да и, в общем, чего только нет. Благодаря этой карте «для своих», о РА «Дикий филин» узнали все (по крайней мере, все любители рисованных карт в городе).
 
 

Филин и Дик

Основали студию два с половиной года назад два одноклассника, Роман Дик и Антон Филин. Путем сложения двух фамилий и получилось название проекта. Рома работал дизайнером, начинал в «Восходе» и ушел оттуда незадолго до того, как агентство получило первого «Каннского льва». Некоторое время трудился на фрилансе, а затем стал арт-директором в РА «Космос». Но желание открыть что-то свое жгло и не давало спокойно есть заработанный наемным трудом хлеб, и Рома позвал Антона, уже имевшего предпринимательский опыт, в совместный проект. 
 
«Нам казалось, что весь мир уже лежит под ногами и нашего опыта хватает, чтобы открыть собственную студию. Придем мы и станем делать дизайн, а нам все за это начнут кучу денег платить», — рассказывает Рома.
 
Но оказалось, что все непросто, а желающих платить за дизайн и креатив немного. Большие рекламные агентства зарабатывают кто на размещении рекламы, кто на полном цикле производства, а сугубо на дизайне, который является вишенкой на этом пироге, это сделать весьма проблематично.
 
«Сейчас уже могу сказать, что все было не зря, но на протяжении первых полутора-двух лет, пока «Дикий филин» еще не набрал полет, это было ужасное, трудное время. Не все наши близкие выдержали подобное испытание. Мы крепились, но если бы я знал, что будет так, наверное, тысячу раз подумал бы, прежде чем начать», — продолжает Дик.
 
Деньги, которые были скоплены основателями новоиспеченного агентства за время наемного труда и фриланса, были потихонечку «спущены» на бизнес: иной раз из кубышки приходилось выплачивать зарплату сотрудникам, иногда закрывать другие кассовые дыры. 
 
Партнеры уже готовы были закрывать студию и распускать команду, которую по критерию «чтоб глаза горели», скрупулезно собирали на протяжении двух лет. Но второе дыхание открылось совершенно неожиданно. 
 
 
 
 
Второй старт
 
 
Опытным путем «Дикий филин» выяснил, что не только «Союз-2.1а» может полететь со второй попытки. В мае прошлого года организаторы фестиваля «Идея!», который обычно проходит в Новосибирске, решили, что Екатеринбург — это столица российской рекламы (в таком мнении они утвердилось благодаря «Восходу», Red Pepper и StreetArt, собравшим для своего города практически все возможные профессиональные награды). Было принято решение, что «Идея!» пройдет на Урале. 
 
«Я этим фестивалем вдохновился, это было какое-то озарение: я понял, что заниматься дизайном дальше можно и нужно, и решил попробовать сохранить бизнес. С того момента я поставил себе определенные цели. Мы практически начали с чистого листа в прошлом июне. Спасибо команде: ни один сотрудник не отвернулся, а, напротив, все выразили поддержку и желание работать дальше. Мы закусились и к августу сумели погасить все текущие долги, перестроили схемы, добавили в команду новых ребят, а к сентябрю нам удалось зафиксировать и относительно неплохую прибыль. То есть это были деньги, которые можно было положить в карман и даже куда-то на них съездить, чтобы перевести дух и подкопить силы», — говорит Рома.
 
В поисковике «Гугла», тогда, в июне 2015, он забил: «The best place of the world», и отсчитал тридцать пятую картинку (на тот момент ему было 35 лет). Это был, по его словам, какой-то совершенно непонятный, космический пейзаж. При помощи того же «Гугла» выяснилось, что это огромный парк Garden of the Bay в Сингапуре. И Рома загадал: мол, если выплывем, то ровно через полгода я должен оказаться там и сфотографировать себя на фоне этого парка. «Все получилось! После этого мы окончательно поверили в себя.», — констатирует он.
 
 
Парк Garden of the Bay в Сингапуре, фото из архива Ромы Дика
 
Расправив крылья, «филины» стали запускать новые проекты. Например, придумали «Дизайн-Десерт»  — лекторий, где выступают именитые представители рекламной индустрии. Помимо образовательной функции, у «Десерта» есть еще одна: дополнительный заработок для студии. «Мы понимаем, что пока «Десерт» нам принес больше головных болей, но что-то уже удалось и заработать», — рассказывает Рома и говорит, что на этот проект у него большие планы. 
 
 
Всё на карту
 
 
Впрочем, большие планы связаны и с другим проектом студии — той самой картой местных топонимов. 
 

«Лучшие идеи, — считает Дик, — приходят с 5 до 6 утра. И если я просыпаюсь в 5 утра, я понимаю, что  меня кто-то сверху подопнул к действиям и мыслям. Так однажды под утро мне и пришла идея сделать карту. Мы же птицы, и неплохо было бы нарисовать Екатеринбург с высоты полета «Дикого филина». Первый вариант был достаточно примитивным: нарисовали только каркас и подарили своим партнерам на Новый год, а потом благополучно забыли об этой идее», — так начиналась история с картами. 

 
А потом к «филинам» пришел Илья Сотонин (основатель «Лиги ЖКХ»). Оказалось, что он большой поклонник такого жанра, как карты с высоты птичьего полета, и у него их уже целая коллекция из разных европейских городов. 
 
«Илья где-то увидел нашу карту и говорит: «Ребята, давайте продолжим». Он был готов стать первым покупателем. Так мы вернулись к этой идее, нарисовали второй вариант. Никаких топонимов тогда еще не было. Подарили Илье, Илья кому-то еще... А потом проект в очередной раз захлопнулся», — так история продолжилась.
 
И только когда в этом году Ирина Коротич выпустила свой неформальный гид по Екатеринбургу, ребятам пришла в голову мысль нанести на свою карту местные топонимы, что должно было выделить ее на фоне прочих. 
 
В ходе этой работы «филины» по зернышку насобирали много чего любопытного. «Поколения меняются, и названия часто не сопрягаются. Например, в 80-е сквер перед «Пассажем» назывался «пятак», а в моем представлении это была уже «плита». Кто-то тусил на «плите», а кто-то на «пятаке»», — рассказывает Рома. 
 
 
Чтобы карта стала не просто сувениром, разглядывая который можно было бы ностальгировать и вспоминать дорогие сердцу моменты, но и рабочим инструментом туриста, ребята намерены сделать ее подробной и точной. Они определили границы «центра»: это квадрат Челюскинцев — Декабристов — Восточная — Московская (именно в эти рамки умещался дореволюционный Екатеринбург). Этот квадрат разбили еще на 204 квадрата и теперь скрупулезно их прорабатывают. Обещают, что новый вариант карты появится уже через пару месяцев. 
 
Кстати, по своей карте они сделали тест — его можно пройти, дочитав историю до конца. 
 

Полет неформальный

 

 
Неформальный стиль, в котором «Дикий филин» ведет общение в соцсетях и на собственном сайте, далек от корпоративного копирайта. Наверно, кого-то из потенциальных клиентов это может отпугнуть, соглашается Рома, но он уверен, что студия уже научилась определять «своих» клиентов, причем без теста на знание местной топонимики. 
 
«Это конкретный типаж: мужчина (почему-то женщины у нас заказывают нечасто), ему 30-45 лет, это топ небольшой компании либо лицо, принимающее решения, если речь о компании побольше. Он ценит чувство юмора, понимает, что дизайн и креатив необходимы для коммуникации с покупателем. Он рассматривает все наши идеи, даже самые смелые», — говорит Дик.
 
Первое время «Дикого филина» на рынке воспринимали как выскочку. «Никак мы не ожидали, что работать без бренда окажется настолько непросто. Нам говорили, что мы классные и прикольные. И ничего не заказывали», — делится Рома. И только спустя полтора года студию стали приглашать участвовать в тендерах. Все это время «филины» перебивались заказами «по знакомству» и случайными контактами, которые, впрочем, закреплялись и перерастали в долгоиграющее сотрудничество. 
 
«Никогда не забуду, как однажды к нам обратился человек и сказал, что будет с нами работать, если мы приготовим ему еду. Вот такой райдер был у заказчика: мы ему делали логотип, а он ел бутерброды и смотрел», — вспоминает Рома. 
 
 
 
Вспоминает он и о том, как, начиная свое дело, не замечал, что живет в розовых очках. «И хорошо, что они были, иначе сложно было бы на все это пойти, — говорит он. — Конечно, я жалею о многом... Но хуже было бы, если бы я сидел на теплом месте и презирал себя за то, что не решился»— говорит Рома.
 
Он говорит, что и по сей день у него не повернется язык назвать свое дело взрослым окрепшим бизнесом. И новых перезагрузок, считает Дик, наверняка, не избежать. Но он уверяет, что если кто-то придет к нему и скажет: «Помоги советом, расскажи, как ты открывал студию», то честно все расскажет: «Будет здорово, если моими советами кто-то воспользуется, и они кому-то помогут».
 
 
 
Фото: DK.RU/ Игорь Черепанов
Текст: Полина Борисевич