Меню

«Ограничение в 49% лучше, чем в 20%». Интернет-бизнес торгуется с Кремлем

«Так или иначе, законопроект мешает российским интернет-компаниям искать финансовой поддержки на глобальных рынках». Громкую инициативу против «Яндекса» предлагают смягчить. Но поможет ли это бизнесу?

Российские компании согласны с возможным ограничением доли иностранного участия в значимых интернет-ресурсах на уровне 49%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на позицию РСПП. Соответствующий законопроект в июле 2019 г. внес в Госдуму депутат Антон Горелкин: правда, он предлагал установить ограничение в 20% и не скрывал, что инициатива направлена против «Яндекса». Правительство в октябре поддержало законопроект с условием, что иностранное участие ограничат на уровне 50% минус одна акция. 

При вводе ограничения стоит оценивать только голосующие акции, а не экономическое участие, говорится в письме, которое президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил председателю Госдумы Вячеславу Володину. Это позволит частично снизить риски инвестпривлекательности технологических компаний в России из-за законопроекта. 

К примеру, капитал «Яндекса» разделен на акции класса А и класса B. На первые приходится 88,3% экономического интереса и только 43,1% голосующего. При этом 54,92% голосующей доли принадлежат гендиректору группы компаний Аркадию Воложу и топ-менеджерам, но их экономическая доля составляет всего 14,15%. 11 октября, когда законопроект об ограничении иностранной доли в значимых интернет-ресурсах обсуждали в Госдуме на заседании профильного комитета, капитализация «Яндекса» снизилась на $1,8 млрд, до $9,8 млрд.

При этом «Яндекс» и другие крупнейшие интернет-компании не входят в состав комиссии РСПП, предложившей ограничение в 49%. Впрочем, собеседник «Коммерсанта» в одной из них считает предложение союза и правительства позитивными, так как они предлагают контролировать голоса, а не экономическую долю иностранного участия. 

Другой нюанс заключается в том, что законопроект допускает широкую трактовку понятий, и под его действие могут попасть в том числе Google, Facebook, AliExpress и другие. Но предлагаемое ограничение лучше первоначального, так как под действие закона попадет меньше компаний, объясняют эксперты. 

Предложение про 49% в текущей ситуации лучше, чем 20%, но, так или иначе, законопроект мешает российским интернет-компаниям искать финансовой поддержки на глобальных рынках,— сказал газете заместитель директора по правовым вопросам ivi Михаил Платов.

Ограничения стоит сохранить на уровне корпоративного управления, чтобы позволить бизнесу сохранить возможность привлекать средства финансовых инвесторов, отмечает г-н Платов.

Гендиректор «Яндекса» в России Елена Бунина ранее говорила, что в текущих формулировках законопроект «никаких проблем не решает». Инициатива Горелкина противоречит своей же цели — поддерживать российские стратегические ИТ-компании. Дело в том, что глобальным игрокам оставляют свободный доступ на рынок России, а российские за рубежом работать не смогут, так как из-за нехватки инвестиций их продукт будет отставать, объясняла г-жа Бунина.