Меню

«Работать надо с людьми, которых хочется обнять». Как выбирать партнера для бизнеса

Иллюстрация: pixabay.com

«С партнером жить, в лучшем случае, ближайший десяток лет. А в худшем — до конца жизни. Как только прозвучало «а ты?!» — таймер запущен, возникла обида, скоро грянет». С кем не страшно делить бизнес?

Дмитрий Волошин, основатель проекта «OTUS. Онлайн-образование», объясняет, почему партнера по бизнесу нужно выбирать очень осторожно:

— Выбор партнера — сложное дело. Почему-то многие считают, что можно пригласить друга, специалиста или просто хорошего человека. Дать ему долю. И, вжух, магия! Он изменился! Стал предпринимателем. Стал хорошим менеджером. Стал визионером. В конце концов просто стал работать как тот, кто занимается бизнесом. Или хотя бы думать как тот, у кого есть бизнес. Этого, конечно, не происходит. И выбирать партнера надо более придирчиво, чем новый костюм, машину, место для отдыха и даже собаку. Потому что с партнером тебе жить, в лучшем случае, ближайший десяток лет. А в худшем — до конца жизни. Ты же бизнес в долгую строишь?

Все начинается с арифметики. Точнее, с устного счета. Один из партнеров начинает считаться. Я сделал больше. Или я придумал лучше. Или у меня больше команда, приносящая больше денег. Или я работаю 24х7, а ты?! И вот как только прозвучало «а ты?!» — таймер запущен, возникла обида, возник обиженный. Скоро-скоро грянет.

Тут есть два сценария: тяжелый (когда партнер считает и копит внутри себя) и легкий (когда партнер считает и выплескивает наружу). Выплескивать обиженный может разными способами, но обычно он выделывается. Хамит понемногу, распускает сплетни о втором партнере, игнорирует общение с партнером. Он как бы говорит: «Посмотри на меня! Ты меня обидел!». По-дурацки говорит, да. Ну как умеет.

Читайте также: «В компании появятся деньги, а сразу за ними ложь». Как не прогадать при выборе партнера

Сложнее, когда обиженный молчит, дуется, копит в себе и потом взрывается. Я знаю случай, когда обиженный партнер накапливал энергию два года, и потом камня на камне не оставил от бизнеса. Обломки былого успеха похоронили команду из 300 человек и хорошие обороты. Взрыв негодования был таким, что один партнер уехал в SF, а второй — в Екат, при этом оба были из Лондона. Разумеется, все это было предсказуемо и все это было видно. Но изнутри часто взгляд замылен и сказать, что твой миляга-партнер завтра превратится в жуткого урода с адвокатами и бандитами — сложно. Рецептов, тут, разумеется, нет.

Надо договариваться на берегу и выбирать человека с родственными тебе ценностями. Бла-бла-бла, все это понимают и все факапят. Потому что хочется же быстрее запустится! Быстрее, бежим, все с потными ладошками. Вот из-за этого «быстрее» и отключается мозг. И выбираем того, кого выбираем.

Я это к чему? Скорость и тайм ту маркет — это, конечно, хорошо. Однако надо помнить, что упражнение «найти партнера» является ключевым, определяющим. Человека надо знать, его надо чувствовать, безусловно — уважать. Партнер — это с кем ты на равных. Не снизу вверх, не сверху вниз, тот, кого можно послать и кому с удовольствием можно пожать руку. Тот, кто вызывает эмоции, с кем интересно, кто тебя развивает. Партнер — это источник вдохновения и энергии, а не просто «тот парень, у которого 30% моего бизнеса». Это тот, у кого 30% нашего бизнеса. Понимаете отличие? Как-то я услышал хорошую фразу: «Работать надо с людьми, которых хочется обнять». Вот так и с партнером. Его должно хотеться обнять.