Меню

Российский покупатель не будет прежним. Потребление ради потребления — больше не тренд

Россияне стали меньше покупать. В мире, где правят социальные сети, одежда, обувь и аксессуары перестали быть средством самовыражения. В моде — простота и даже аскетизм.

Эксперты Forbes выявили  главные поведенческие характеристики российских покупателей и пришли к выводу, что наши соотечественники перестали бездумно тратить деньги. Люди хотят платить лишь за то, что отражает их личную философию.

Слово «шопинг» перестало прочно ассоциироваться с ТЦ. Люди не хотят ехать в большую торговую точку только ради покупок. Во главе угла  новые эмоции, развлечения и впечатления. В них инвестируют высвободившиеся средства покупатели. На одежде, напротив, начинают экономить. В моде  простые невычурные вещи.

Сегодня аббревиатуру ТРЦ можно было бы смело поменять на РТЦ, так как развлечения становятся, по сути, ключевым якорем, который «зовет» в торговый центр. Меняется даже сама технология продаж — продать что-то через досуг становится гораздо проще, чем через стандартные ретейл-каналы,  пишет издание.

В будущем эксперты видят варианты коллабораций различных форматов развлечения и торговли в одном пространстве. Например, это может быть полноценный спортивный манеж и торговый центр в одном строении.

Второй ярко выраженный тренд среди покупателей  острое неприятие агрессивного маркетинга. Люди готовы покупать не то, что навязано рекламой, а то, что соответствует их философии. Соответственно чаще приобретаются вещи брендов с четко выраженной позицией по тем или иным социальным аспектам.

Свои коррективы в поведение и привычки покупателей внесло распространение и популяризация онлайн-покупок. Любой товар теперь можно приобрести, не вставая с дивана.

По прогнозам АКИТ, по итогам 2018 года российский рынок электронной торговли увеличится до 1,25 трлн рублей, а его трансграничный сегмент — до 470 млрд рублей на текущий год.

Покупатели начали ценить личное время, поэтому поездка в отдаленный молл теперь не кажется им чем-то привлекательным. Когда есть выбор: купить у дома или отправиться через весь город в ТРЦ, люди, как правило, выбирают первый вариант.

Более 60% от всего объема ввода торговых центров в этом году составили «районники» и новые фазы уже существующих объектов. На этом фоне удобные магазины небольшого формата, но расположенные ближе к потребителям, уже открыли или собираются открывать даже бренды, которые еще вчера мыслили десятками тысяч метров: «Ашан» — «Мой Ашан», IKEA — «Дизайн-студия IKEA» и другие,  констатируют эксперты Forbes.

Свободных денег у россиян становится все меньше, появляются так называемые профессиональные «охотники за скидками». Эти люди редко смотрят на товары без красных и желтых ценников, предпочитая приобретать вещи со скидкой.

Ретейлерам ближайшие десять лет предстоит иметь дело с бедным, но гордым покупателем. Падение реальных доходов, рост инфляции, повышение НДС и стоимости топлива, повышение пенсионного возраста и усиливающаяся на этом фоне сберегательная модель поведения, нестабильный курс валют — все это продолжает накладывать отпечаток на ретейл. За каждого платежеспособного покупателя в этих условиях идёт настоящая война, и выживут в этих условиях три категории продавцов: предлагающие товар по самой низкой цене, предлагающие наилучшее соотношение «цена-качество» и бренды категории люкс и премиум,  резюмируют аналитики.