Меню

Средний класс России стал богаче. Но возвращаться к докризисному потреблению не планирует

«После массовой переориентации на дешевую продукцию они не планировали возвращаться к уровню высоких расходов 2013 г.». Доходы среднего класса выросли, но его представители все также экономят на еде.

Представители российского среднего класса в III квартале 2017 г. стали зарабатывать на 5,5% больше, чем годом ранее, пишут «Ведомости» со ссылкой на обзор «Индекс Иванова», подготовленный Sberbank CIB. Под условным Ивановым подразумевается типичный представитель среднего класса. 
 
Средний класс также стал меньше экономить: доля тех, кто старается ограничивать тратить на продукты питания, снизилась до 68% по сравнению с 71% во II квартале. Условные Ивановы стали реже покупать дешевые продукты, особенно по промоакциям, и ходить в дешевые магазины, готовы делать крупные покупки, но все также чувствительны к инфляции — на рост цен обращают внимание 75% опрошенных. Однако, несмотря на рост зарплат, средний класс не готов возвращаться к потреблению докризисного 2013 г. 
Мы также спросили Ивановых, как бы они потратили свой дополнительный доход. Похоже, что даже после массовой переориентации на более дешевую продукцию, которая наблюдалась в 2015-2016 гг. (из-за которой реальное потребление пищи снизилось до уровня 2010 г.), они не планировали возвращаться к уровню высоких расходов 2013 г., даже если бы их доходы росли, — цитирует РБК авторов обзора.
Если бы «Иванову» увеличили зарплату на 1 тыс. руб. в месяц, 20% от этой суммы он был потратил на еду, 13% — одежду или товары для дома, 12% — на сбережения. Сейчас респонденты тратят на еду в среднем 38% дохода, 7% откладывают, а 17% тратят на одежду и домашние вещи. 
 
Более позитивные настроения российского среднего класса во многом связаны с ростом реальных доходов благодаря замедлению инфляции, считают авторы: в июле-сентябре она составила 3,4%. При этом рост цен главным поводом для беспокойства называют 49% — больше респондентов беспокоит только коррупция (59%) и безработица (53%).