Меню

Тимур Горяев: Решите для начала — вам бизнес нужен или кабинет с секретаршей?

«У нас ведь часто как бывает: клубок договоренностей называют магическим словом «бизнес». Но это к бизнесу не имеет никакого отношения, такое не продашь», — экс-владелец «Калины» о ликвидных проектах.

Бизнесмен Тимур Горяев уже несколько лет живет в Лондоне и развивает проекты, никак не связанные с косметическими брендами.

Недавно он написал книгу с говорящим названием «Шпаргалки для боссов». Это некий сборник практических знаний, заметок и наблюдений человека, сумевшего построить стабильный и понятный бизнес в меняющихся российских условиях. Это эмоциональная и очень живая книга.

В ней — о том, почему в России исчезающе мало настоящих предпринимателей (созидателей). О том, как внедрялась железная дисциплина на «Калине». Убедительные аргументы в пользу повального сокращения должностных инструкций — от начальника до уборщицы. О вреде и пользе маркетологов и их «брендятины». О том, как можно было бы глобально повысить качество жизни в России, если представить, что государство — это корпорация. И еще всякое другое — полезное, серьезное и забавное.

В процессе прочтения возникает много эмоций: узнавание и озарение, восторг и горечь. Но самая явная эмоция – это все-таки ностальгия. Хочется, знаете ли, чтобы такие книжки писались не только нашими бизнесменами, но и в нашей стране. Поэтому, когда книга заканчивается, хочется захлопнуть ее и минуту помолчать, склонив голову.

С разрешения автора DK.RU публикует одну из «шпаргалок для боссов». Книга выходит в издательстве «Альпина Паблишер» пятитысячным тиражом.

Тимур Горяев:

— Для владельцев бизнеса в России невероятной сложности задача — сделать свой бизнес ликвидным и успешно его продать. Я бы советовал начать, как обычно, с домашней работы: ответить для себя на простые, очевидные вопросы. Вот у меня есть небольшая компания, и я хочу ее продать — надоело все. Что делать? Для начала — посмотреть на ситуацию глазами покупателя, который пришел с улицы и хотел бы вашу компанию купить. За волшебным словом «компания» что стоит? На какие части, составляющие, элементы ее можно разбить?

Я покупал и продавал много компаний и всегда сначала смотрел на компанию как на некий черный ящик, из которого вываливаются некие финансовые результаты. Размышления мои всегда были одинаковы: допустим, компания стабильно приносит в год прибыль в миллион — легко посчитать, сколько она будет стоить при продаже. Кредитные и депозитные ставки известны: сумма депозита, по которому проценты составляют этот миллион, — столько очень грубо стоит компания в нынешнем виде. Если вы считаете, что благодаря вашим управленческим усилиям вы сделаете компанию более прибыльной, — прикиньте, сколько тогда будет стоить компания: 15–20 миллионов? Вот этот первый оценочный подход про финансы — он не главный. Главное — удастся ли вам разбить компанию на элементы и суметь самому себе честно ответить на эти строгие вопросы: какой из элементов бизнеса реально ценен для вас и как эта ценность выражается опять же в деньгах?

Покупаете вы, допустим, мойку для автомобилей: выясняете, что у продавца есть три помещения в собственности (легко оценить их рыночную стоимость), есть оборудование (даже бывшему в употреблении оборудованию есть цена), есть, как они говорят, «бренд» (берем и считаем, сколько стоит с помощью рекламы создать такую же известность в городе, сколько билбордов нужно для этого повесить, роликов на телевидении прокрутить и т. д., — и это тоже можно посчитать), лояльная клиентская база (лояльная продукту, а не владельцу). Дальше смотрим: есть ли у этой автомойки долги, если есть – минусуйте их.

Если долгов нет — все равно сделайте «запасик» на случай чудес с налоговой.

Идеально, чтобы у вас был акт последней налоговой проверки, где большими буквами будет написано, что замечаний к вам нет. Компании просто так не продают. На то всегда есть причины.

Поэтому при покупке любой компании надо понимать, что, как бы долго и хорошо вы ни копали, сюрпризы будут. От этого никуда не денешься. Можно пытать продавца, допрашивать сотрудников — сюрпризы будут. Так что лучше влезть в детали — узнать, какова доля, какого рынка, чем поддерживалась эта доля рынка. Кто главные конкуренты, почему они не покупают. Может быть, окажется, что вам проще купить не всю компанию, а только бренд. Кроме того, сразу избавьтесь от иллюзий, что готовый бизнес — это однократное вложение на старте и дальше — только прибыль. Ничего подобного. Вопрос надо ставить по-другому: вот чтобы эту компанию превратить в то, что я мысленно себе нарисовал в голове, сколько денег надо в нее еще вложить? В среднем бывает доллар на доллар. Купили за 10 миллионов — будьте добры, чтобы получить компанию мечты, столько же туда вложить.

Покупатели никогда не готовы к этому. У них в воображении все по-другому: я сейчас назанимаю денег, куплю — и все будет сразу идеально. Идеально не будет.

Окажется, что нужно срочно оборотку закачивать, сотрудников мотивировать, рекламу размещать и много чего еще.


Иллюстрация из книги. Автор: Павел Матяж

Если вы решили купить компанию на определенном рынке, выбрали конкретную мишень из товарных категорий — видимо, вы уже приняли стратегическое решение, зачем вам это нужно и что дальше вы будете с этим делать. Дальше работает эта же чисто мыслительная технология: допустим, в ассортименте вашей компании не хватает скрепок, и вы решили купить к своему производству ластиков и авторучек еще и красноярские скрепки. Находим производителя скрепок и смотрим: ага, так оказывается, что скрепки он просто покупает в Китае, размещая там заказ. Получается, вы покупаете у него не бизнес, а набор контрактов с китайской компанией — сколько он стоит, этот набор контрактов? Что мешает нам поехать в Китай и напрямую заключить с ними договор?

У нас ведь часто как бывает: клубок договоренностей (кто от чего и где отрезает) принимают за реальное дело и называют этим магическим словом «бизнес». Но, серьезно, это к бизнесу не имеет никакого отношения, все, что тонкими струйками растекается из того же бюджета, — это не бизнес, и такое, конечно, не продашь. А если вы реально производите сами свои скамеечки, которые не загоняете по договоренности с главой района, а просто их тихонечко продаете через «ИКЕИ» и «Ашаны», «Магниты» и «Пятерочки» и у вас есть устойчивый спрос — это бизнес, реальный бизнес.

Так вот, если, покупая бизнес по производству канцелярских скрепочек, вы обнаружили, что у них в соседнем сарае стоит линия по производству этих скрепок, — прикиньте, сколько вам самим будет стоить притащить эту линию и поставить в свой гаражик. А если же вдруг окажется, что у этого продавца все не так просто: его линия была сертифицирована по ISO, у них целый полк сертифицированных поставщиков, количество брака соответствует лучшим международным стандартам, тогда вы словом «сарай» уже не можете разбрасываться — вам отлаженный производственный комплекс пытаются продать. И, покупая законченный производственный контур, вы сможете сразу войти в рынок, потому что вам не нужно будет перекраивать производство, на что обычно уходит не один год. И вот это уже совсем другой разговор.

Самый быстрый бизнес — бизнес, где вы рубль продаете за 99 копеек.

Здесь всегда народ толпится, очередь, все улыбаются, радостно расхватывают ваши рубли и несут вам в кассу 99 копеек. Иногда стоит посмотреть на реальную эффективность предприятия, чтобы понять: вы этой своей активной деятельностью вообще зарабатываете? Когда начинаешь считать реальные деньги, а не болтовню слушать про «у нас там прибыли 200%», «у меня такие спецы работают», оказывается, что прибыли вообще никакой нет, одни убытки. Бывает, что у продавца его продукт стоит в «Ашане», он этим страшно гордится, но вообще-то я не помню ни одного случая, чтобы «Ашан» дал кому-то заработать на своей продукции, они всех своих поставщиков настолько отжимают, что производителю финансово невыгодно с ними связываться. «Ашан» не интересует, что ваша цена ниже себестоимости, — им нужно поддерживать свою репутацию магазина с низкими ценами.

Ну а люди, люди, которыми так гордится бывший владелец и которые до вас обслуживали этот бизнес, — это вообще не актив. Это на 99% бремя и навязанная ответственность. Люди ничего не стоят. Потому что, пока вы не начали с ними работать, вы их реальную цену не знаете. Так что все хвастливые аргументы про команду и титанов, которые продаются вместе со станками, пропускайте мимо ушей в первую очередь. Вот так, методично разбивая бизнес на элементы, вы и должны действовать.

Правда, прежде чем вообще что-либо предпринимать, решите, действительно ли вам нужен бизнес или вам всего лишь хочется красивый отдельный кабинет и секретаршу.

Потому что если нужен кабинет — гораздо дешевле купить кабинет, нужна секретарша — намного дешевле провести кастинг. Но не надо жить в иллюзии, что этот бизнес, который я покупаю, такой хороший только потому, что есть готовый кабинет и секретарша к нему уже прилагается.

Рубрика «Записки босса»